
К началу восьмидесятых годов прошлого века Мультивселенная DC Comics представляла собой крайне запутанное место. Прежде всего для читателей, которые чем глубже погружались в многочисленные серии, формирующие эту самую Мультивселенную, тем больше находили в ней парадоксов, и тем чаще задавали «неудобные» вопросы. «А почему в этом комиксе у главного героя есть та или иная способность, в другом комиксе ее нет?», «А почему Бэтмен не стареет, он же вроде как обычный человек?», «А почему вдруг выясняется, что с Криптона, помимо Супермена, на Землю прилетела чуть ли не толпа его выживших соплеменников? Разве это не размывает трагизм образа последнего выжившего сына погибшей планеты?», и так далее. Ладно бы только читатели путались, но есть мнение, что и редакторы DC вместе со сценаристами не совсем понимали, на какой стадии и где именно придуманные ими сюжеты находились, что только увеличивало снежный ком парадоксов. Хотелось все упорядочить и согласовать, но как это сделать, когда у тебя десятки миров и сотни героев, раскиданных по параллельным вселенным и временным отрезкам истории? Тут нужен был кто-то, кто мог с изяществом Эйнштейна, сумевшего привести все существовавшие на тот момент физические теории к общему непротиворечивому и гармоничному знаменателю, упорядочить Мультиверс, сделать его понятным, логичным и удобным для старых и новых читателей. Эйнштейнами DC стали сценарист Марв Вулфмен и художник Джордж Перес, а венцом из творчества стала серия из двенадцати выпусков «Кризис на бесконечных землях». Одно из самых выдающихся произведений супергероики с тех пор и во веки вечные.

Удел настоящих супергероев – всегда находится в условиях древнего восточного проклятия «Желаю вам жить в интересные времена». А в этой истории времена не только интересные, но и, видимо, последние. Для миллиардов и даже триллионов живых существ уж точно. Белое облако антиматерии уничтожает целые вселенные и ничто не может ему помешать. В страшных и безысходных сценах авторы комикса сеют гибель и разруху, раздувая градус драматизма, который с каждой последующей страницей будет только повышаться. Каждый раз, когда новая планета или вселенная умирает, на месте трагедии оказывается некто Пария, бессмертный, но от этого еще более несчастный, практически библейский (и это не последняя отсылка в комиксе к священному писанию) персонаж, подвергнутый за свои деяния изощренной муке – он является свидетелем тотальной погибели, но ничего с этим не может поделать. За процессом аннигиляции жизни наблюдает из своего корабля Монитор, которого успели заклеймить злодеем, но теперь он пытается спасти мироздание вместе со своей приемной дочерью Лейлой, известной так же как Предвестница. Именно она собирает по реальностям и временам отряд супергероев, которые должны предотвратить уничтожение последней Вселенной и нескольких оставшихся Земель. Причем в команду вошли далеко не типичные для подобных миссий «звезды DC», фактически здесь ноунеймы, извлеченные из пыльных архивов издательства, хотя среди них наблюдаются коммерчески более успешные Киборг, Зеленый Фонарь (но не Хэл Джордан) и Супермен, статный, героический, с позолоченными сединой висками. Вообще Марв и Джордж неровно дышат к мифологии Супермена, тут и по ходу действия появляется сразу несколько его двойников из разных миров, его легенда хитрым образом переиначивается (теперь единственный, кто покинул Криптон – это сын Лекса Лютора и Лоис Лейн), и один из важнейших и самых трагических моментов комикса (да что там комикса, всей истории DC в целом!) связан тоже с Человеком из Стали. Точнее, с его родственницей.

Пока отряд ноунеймов пытается победить загадочные черные тени, а их коллеги из разных эпох исследуют огромные золотые башни, внезапно появившиеся на их территории, Вселенная Антиматерии все ближе. И на этом, пожалуй, хватит о сюжете. Во-первых, его описание выйдет объемом с диссертацию и способно еще больше запутать. Во-вторых, не хочу лишать вас удовольствия, ведь в истории Кризиса запросто находится место для интриг, предательства, юмора, любви, неожиданных открытий и моментов, которые лучше комментирует известный мем «Вот это поворот!». Скажу лишь, что мой любимый момент комикса – это история смешения реальностей и времен, когда на выживших Землях соединились прошлое, настоящее и будущее, что подарило нам массу футуристических и необычных сцен, отсылающих к слегка безумным фантазиям авторов «новой войны», уж они запросто могли уместить в одном сюжете динозавров, неандертальцев, летающих супергероев и космические корабли. Также отмечу, что главные составляющие любого хорошего Кризиса – глобальность и драматизм – доведены здесь до абсолютных значений. Глобальность заключается в том, что в комиксе участвуют вообще ВСЕ персонажи DC, когда-либо придуманные. А это могут быть и пещерные люди, и древние боги, и инопланетяне, и ковбои. Да у них даже ультрапатриотичный Дядя Сэм периодически задвигает мотивационные речи, и есть целый один супергерой из Советского Союза. Да, большинству этим героях достается лишь камео (да и то порой без слов), но этого достаточно, чтобы оценить размах творения.

Про нарастающий драматизм я уже сказал, но не грех и развить эту тему. Мы, современные фанаты комиксов, привыкли к драмам супергероев («О нет, теперь все знают, кто скрывается под маской!» и все такое), как привыкли и к тому, что смерть в их мире — гость частый, но ее необратимые в нашем, реальном мире законы запросто могут отменить сценаристы-демиурги, вытащив из лап костлявой очередного всеобщего любимца. «Кризис» же, как минимум, вначале, переполнен экзистенциальной необратимостью, заставляющей чувствовать себя не просто песчинкой в суровой Вселенной, а каким-то атомом, электроном, от которого ни то, что ничего не зависит – его вообще никто не замечает в вихре уничтожения. Но на фоне этого космического фатализма сильнее раскрываются образы и характеры простых людей, которые говорят «может быть, мы и умрем, но мы соберем свои силы в кулак и попробуем все изменить!». Сейчас этим подходом мало кого удивишь, в каждом летнем кроссовере есть моменты «необратимости» и «преодоления», но в истории Вулфмена это производит сильное впечатление и трогает за живое. Трогает даже сильнее, чем героическая гибель ключевых персонажей, которая в те годы наверняка заходила как «шок-контент».

При желании в этом событии можно накопать грехов и парадоксов. Например, мне не очень понятно, почему конкретно эти герои вошли в первую команду, в чем их особые способности, которые они в плане сюжета особо никак не проявили. Также не очень ясно, как работает в этой вселенной время, но оно явно нелинейно, иначе персонажи из далекого будущего помнили бы события Кризиса, да и своим собственным существованием доказали, что план злодея провалился и наши победили. Разве нет? Из чисто сценарных минусов – изначально планировалось издать «Кризис» в десяти выпусках, в итоге повествование пришлось растягивать до двенадцати, что привело к дублированию сюжетных элементов (спойлер – Вулфмен и Перес продолжили штамповать команды ноунеймов разной степени полезности) и провисанию темпа. По мне, как раз в десять синглов можно было уложиться идеально. Но это никак не портит комикс в целом. Потому что он просто невероятный, и по задумке, и по исполнению, и по рисунку. У Переса получилось (опять же, на мой взгляд) сделать переход от олдскульной графики к более современной визуальной подаче комикса. А уж за терпеливое рисование целых толп персонажей на множестве страниц и разворотов он вообще достоит памятника.

О русском издании «Кризиса на бесконечных землях». Оно представляет собой абсолют абсолюта. Это огромный, тяжелый том в черном переплете из искусственной кожи и с тиснением на обложке и на корешке, завернутый в цветную глянцевую суперобложку. Книга встречает вас шикарным трехпанельным разворотом, а в конце ее обнаруживается огромное количество дополнительных материалов. Самым важным из которых является «История» Мультивселенной DC Comics, записанная и рассказанная Предвестницей. История эта охватывает миллиарды лет от момента сотворения Вселенной до далекого будущего, в ней упомянуты как раз почти все герои издательства, что делает эту хронику крайне полезной и при чтении других комиксов. Для особых ценителей – это первый на моей памяти супергеройский комикс DC, в котором мелькает обнаженная натура, очень смело для середины восьмидесятых. Познавательная вещь, которая и должна была выйти последними двумя главами «Кризиса». Правда, не без вопросов: например, по версии авторов, во Второй Мировой победило все прогрессивное человечество, а вот Советский Союз даже не упомянут. Также среди бонусов: машинописные заявки сценария и «тайный» список запланированных смертей главных героев, черновые эскизы страниц, послесловия авторов и редакторов и много-много примечаний в стиле «Кто есть кто». 504 страницы, черная ленточка-закладка, тираж 6000 экземпляров.
Уведомление: Мнение: Болотная Тварь. Книга вторая (издание делюкс) — wicomix