Мнение: Реквием. Рыцарь-Вампир. Том третий

Я не большой фанат тяжелой музыки, но тут без вариантов, рука сама тянется найти в плейлисте что-то потяжелее, какой-нибудь симфонический gothic metal, чтобы все грохотало и ревело, чтобы окутывали пафосные и мрачные струнные, создавая инфернальную атмосферу, славящую далеко не Жизнь. Да, вот примерно так и должен звучать идеальный саундтрек к третьему тому «Реквиема» сценариста Пата Миллса и художника Оливье Ледруа. Хотя местами хорошо бы зашел и оголтелый grindcore, об этих местах упомяну чуть позднее. Но хватит о музыке, поговорим лучше о Рыцаре-Вампире Генрихе Аугсбурге и продолжении его непростого посмертного бытия в Вокрешении, мире, где время идет вспять (нет, это не «Довод» Нолана и я пишу это с сожалением, с концепцией «Реквиема» у Кристофера все вышло бы гораздо круче) и где заправляют мерзкие человеческие пороки, щедрой рукой незримого творца рассыпанные по душам, принявшим здесь вид вампиров, орков, зомби, упырей и прочей нечисти.

К началу «Битвы драконов» Генрих вновь встретился с возлюбленной Ребеккой, в смерти которой он фактически виновен. Потому что в земной истории Генрих был солдатом немецкой армии, а Ребекка – еврейкой. Теперь же в Воскрешении, она – лемур, существо, в которое перерождаются жертвы тех, кто стал вампиром, а он – тот самый рыцарь-вампир Реквием. Из которого на волю все чаще рвется, подчиняя себе тело и разум, его прошлая реинкарнация, Турим, магистр тевтонских рыцарей, заклятый враг Дракулы, ныне темного властелина вампирской империи Дракония. Турим способен убить Дракулу с помощью могущественного Молота, чего хотят многочисленные заговорщики, как в самой вампирской империи, так и за ее пределами. Плетутся заговоры, льется кровь, создания тьмы обнажают свои самые жуткие стороны. Вот только у двух основных участников этой многоуровневой драмы есть свои проблемы, не позволяющие пока разбираться с заговорами и их зачинщиками. У Дракулы только что пиратки-упыри-феминистки увели ценный груз черного опиума, без которого вампирская элита жить не может. Ради возвращения наркотика приходится идти на унизительный мир с соседней Дистопией. Кстати, Венера, виновница торжества Дистопии над Драконией, изображена со своей ватагой не чувствительных к бодишеймингу (по причине своего внешнего вида) головорезок на обложке третьего тома. Как персонаж она отражает в себе все черты современного ультрарадикального феминизма – в том смысле, что изъясняется исключительно лозунгами про «уничтожение негодных особей на благо генетики» и тут же подкрепляет слова делом. Даже не знаю, если это сатира на воинствующий феминизм от авторов «Реквиема», то они крайне смелые люди, устроившие реальную провокацию. Впрочем, вообще весь их комикс представляет собой сплошную провокацию, способную вызвать оторопь у неподготовленных людей. Если же это потакание витающим в обществе идеям… что же, каждому свое. Тем временем Генрих-Реквием должен провести свою возлюбленную через кладбищенские улочки вампирского мегаполиса, не привлекая внимание любителей попробовать девственной крови несмотря на то, что это привилегия исключительно Дракулы. И тут не обойтись без помощи охотника на драконов, крайне похотливого (впрочем, на Воскрешении это в большом почете) типа, чьи находчивость и удаль не раз спасут героям жизнь. Но не помогут возлюбленным остаться вместе, ведь Ребекку ждут сестры крови, а Генриха – Клуб Адского Пламени, те самые заговорщики, сгорающие от нетерпения в предвкушении момента, когда Турим, завладевший Рыцарем-Вампиром, сможет поднять Молот.

На самом деле иногда меня не покидает мысль о том, что «Реквием» относится к той категории графических историй, когда не важно, что и как написано. Важно, что и как нарисовано. Ледруа тут явно достиг Нирваны «темного искусства», органично соединив готическую эстетику, фетиши на форму Уго Босса и визионерство Гигера с культом BDSM, классическим хоррором, темным фэнтези и различными проявлениями фантастических миров, откуда перекочевали как воители «Warhammer 40000», так и обтянутые живой плотью роботы-убийцы. И все это предельно детализировано ради того, чтобы данная чудовищная фантасмагория оживала в вашем воображении. Поэтому вначале читателей ждет невероятный воздушный бой огнедышащих драконов с авиацией Третьего Рейха и летающими пиратскими шхунами, и от этого зрелища реально захватывает дух, хотя умом понимаешь, что все это двумерные изображения на листе бумаги. Затем герои странствуют по мрачным городам, где никогда не светит солнце, но это, пожалуй, единственное, что отличает вампирские мегаполисы и его обитателей от земных столиц. А в «Клубе Адского Пламени» на фоне круговерти политических интриг закручивается любовная драма. И за страданиями существ, которые сами запросто доставляли страдания другим в земной жизни, наблюдает Богиня-Павиан Айвасс, в которой угадывается воплощение египетского Тота, но на самом деле в этом образе предстает сподвижница Алистера Кроули Лея Хирсиг, еще один реальный исторический персонаж, коих, грешников, мучителей и просто интересных личностей, по страницам «Реквиема» раскидано порядком, ведь это же лучшее место для них. И вот когда Айвасс начинает вещать, расписывая планы своих метафизических соратников на обитателей этого мира, вам и может пригодиться минутка-другая грайндкора, ведь изображенная здесь вакханалия очень хорошо вписывается в неаппетитные традиции жанра. И ведь эти пророчества уже начинают сбываться: первая из обещанных «казней» (святотатственно отсылающих к библейскому Исходу) уже обрушилась на Воскрешение, ставшее полем битвы Богов Лимба и Повелителей Бесконечности. Чудовищная пляска смерти, триумф искаженной плоти и реки крови, порочная страсть — все в наличии в безумном арте Ледруа, приводящему в итоге главного героя в монастырь загадочных сестер. В место, где стынет кровь. Буквально.

В российских реалиях «Реквием» становится все более и более неоднозначным комиксом. Ладно, согласно действующему закону в первом томе убрали все свастики, это хорошо. Но как быть с началом «Клуба Адского Пламени» во времена, когда все обсуждают ответственность за искажение исторических фактов? Дело в том, что Миллс/Ледруа предлагают свою версию Ледового Побоища… и это мегатрэш, как ни крути. Александр Невский выглядит как бородатый Сталин в доспехах татаро-монгола и мстит за какого-то сожженного воеводу Георгия, при этом мотивирует бойцов тем, что новгородское княжество уже вычеркнуло их всех из списков живых, так что можно смело помирать в бою. Бабы еще нарожают и все такое. Тевтонцы тоже замотивированы лозунгами Рейховской пропаганды, называют себя высшей расой, а русских рабами, унтерменшами, еретиками. А командует немцами сам Генрих Барбаросса, таким образом воплощая план имени себя на захваченных территориях. Да и купание в ледяном озере – это не заслуга русского войска или хитрость Невского, а досадный косячок со стороны тевтонов, которые так-то точно бы раскидали этих дикарей во все стороны. Как говорят питерские любители истории, забористо. Может быть, это такой же стеб, как и феминистка Венера. Может, тут стоит разглядеть что-то другое. В отрыве от подобных мыслей продолжаем констатировать, что авторы «Реквиема» упорно разворачивают на страницах комикса черное, залитое кровью эпическое полотно борьбы зла со злом, оставляя лишь где-то глубоко внутри некоторых персонажей совсем уж остывающие, как вампирское тело, искорки добра. И черные угольки очень специфического юмора. Например, традиции Дистопии и ее монархическое устройство очень напоминает Британскую Империю, выставляя ее в неприглядном, но весьма правдивом, если копнуть в исторических фактах, свете. А на палубе пиратской шхуны совсем уж неожиданно на должности уборщика трудится один очень известный обитатель преисподней со спиленными рогами. Адский комикс. Во всех смыслах. Вы также обречены адски залипать на каждой его странице, пока вас будет затягивать гипнотическая, физиологическая, лишенная намеков на солнечный свет живопись Ледруа, этого Иеронима Босха от мира bande dessinee. Издание от «Книжного Клуба «Фантастика»» в формате оригинальных альбомов 230х320 мм, твердый переплет, плотная бумага, 112 страниц, часть из которых отведена под эскизы персонажей, их кожаных и латексных костюмов, дизайн которых зашел бы и Пинхэду с коллегами, чертежи техники, описание рас Воскрешения в «Бестиарии».

P.S. Когда я уже заканчивал этот текст, в Сети появился подробный критический обзор русского перевода этого тома «Рыцаря-Вампира». От себя скажу, что некоторые фразы в книге звучали, да, весьма странно, как будто неточно передавая контекст (см. пример про «выпущенные кишки», превратившиеся в изменение вкусовых привычек). Но некоторые претензии все же не выходят за рамки «а я бы перевел так!». Можете найти этот обзор и составить свое мнение, знающие языки лучше меня читатели считают, что проблемы с переводом у серии есть.

www.ffan.ru

Мнение: Реквием. Рыцарь-Вампир. Том третий: 2 комментария

  1. Уведомление: Мнение: Регулятор. Том первый — wicomix

  2. Уведомление: Мнение: Вика и слава Пана — wicomix

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s