
«И созданы были миры для каждого народа. Числом десять. Каждый – на своей ветви мирового древа. Каждый – со своими чудесами и кошмарами. Вот история сих десяти миров. И одного могущего бога, что защищал их все». Вопрос теперь только – какой конкретно этот бог. Одинсон, бывший Бог Грома, лишился возможности владеть Мьельниром и стал Недостойным Тором. Джейн Фостер заполучила Мьельнир и теперь зовется Могучим Тором. Но очень некстати (как и всегда) ее добивает рак, поэтому Джейн никак не может определиться: умереть ей мирно в положенное время или же окончательно превратиться в бессмертное и всесильное существо, лишившись своей человеческой сущности. Совершенный Тор недавно погиб (об этом повествуется в тай-ине «Торы» к событию «Секретные Войны», но, очевидно, из-за правовых вопросов на русском он не издавался и вам придется немного погуглить), спасая мироздание, и после него остался молот, заключивший в себе всю мощь и ярость уничтоженной Вселенной. Страшная штука, которая может попасть не в те руки. И еще более страшная, если попадет в те руки. Что и происходит в 20-23 выпусках серии Джейсона Аарона «Могучий Тор».

Не многовато ли Торов? На самом деле нет, Аарон уже прибегал к идее «МультиТоровости». В «Боге Грома» с убийцей богов Горром боролись сыны Одина из прошлого, настоящего и грядущего, и всем эта концепция, как и сами главные герои, образовавшие могучий триумвират, очень понравилась. Здесь же Торы – это не воплощение одного и того же героя в разные времена, а разные персонажи. Но идея все также занятна. Откуда же берется заявленный на обложке Тор-Воитель? Напомню, данный ран является подготовкой к Войне миров (она же Война Королевств или же Царств, все зависит от перевода), развязанной черным эльфом Малекитом при поддержке Локи и адских союзников вроде Мефисто и Синдр, новой королевы жаркого, как ад, Муспельхейма. А война всегда связана с разрушениями, ужасами и невинными жертвами. Однажды в мир гномов Нидавеллир прибывает дипломатическая миссия Конгресса Миров, чтобы посмотреть, в каком состоянии находятся беженцы из мира Светлых эльфов, в отношении которых Малекит не прочь устроить массовый геноцид независимо от того, где они прячутся. Среди послов сложно не заметить Вольштагга, большого, вечно голодного, добродушного и смелого рыжеволосого великана. С которым буквально за несколько минут происходят катастрофические перемены, показанные с помощью муспельхеймовских светлячих наездников с грузом взрыв-личинок и настоящего шок-контента, срисованного, увы, с самых страшных хроник реальных земных войн, в том числе и тех, что сотрясали планету в последние десятилетия. Вольштагг буквально сходит с ума от отчаяния и невозможности осознать весь ужас произошедшего – образно говоря, этот бессмертный воин, прошедший через сотни кровопролитных битв, впервые заглянул в настоящее лицо войны, и увиденное сломило его. Наполнив страшной мощью и желанием уничтожить эту войну и ее зачинщиков любыми способами, с любой жестокостью и особенно не разбираясь в средствах. Он берет молот Совершенного Тора – так появляется Тор-Воитель. Первый Тор, который не щадит чужие жизни.

Если раньше ран Аарона был круто сделанной развлекаловкой с лихими сюжетами и хлесткими шуточками от Джейн Фостер и Роз Соломон, то к данному тому все «немного» поменялось. Над реальной смертью нельзя шутить и не стоит кого-то развлекать с ее помощью. Поэтому все три выпуска «Тора-Воителя» превращены автором в тяжелую драму, нокаутирующую наотмашь, как божественным молотом, «проклятыми» вопросами о допустимости насилия в ответ на насилие. Неудивительно, что с подобным поведением друга и коллеги по Конгрессу Миров не согласны Одинсон и Джейн, что в итоге приводит к мимолетной, но эпичной Войне Торов. Которая, конечно же, тут же подтянута Аароном к намеченному им глобальному событию, ведь тут же в Ванахейме находится пророчество, вещающее, что именно схватка молотоносцев станет прологом к полномасштабному уничтожению Древа Миров Иггдрасиля. Да, Джейн и Одинсон сражаются бок о бок, и между ними теперь нет тайны, сложно поверить, но в такое напряженное время они успели встретиться и поговорить. Облегчить душу, так сказать. Само собой, наличие такого количества существ, повелевающих громом и молнией, заряжает страницы комикса по максимуму грохочущим электричеством. Особо впечатлительные читатели могут почувствовать, как трещит вокруг них воздух, пахнет грозой и опасностью. Но сначала нужно пережить чудовищный жар Муспельхейма, а это, на секундочку, запах серы и вечный жар, при котором даже почетные работники ада почувствуют себя неуютно. Короче, природные стихии и высокие температуры в «Торе-Воителе» отражены максимально убедительно. «Плохая» новость – Рассел Доттерман, художник, превративший эту серию в настоящее чудо, в данном томе рисует постольку-поскольку, его фирменный стиль почти не бросается в глаза. Хорошая новость – Валерио Шири рисует более традиционно, стандартно для «супергероики», но в целом очень даже хорошо, пафосные сцены боев заряжены драматизмом под завязку. И отдельное спасибо команде колористов, они создают идеальное сочетание огня и молний.
Пока по ветвям Иггдрасиля растекается пожар войны, есть немного времени для воспоминаний. Например, об эпохе викингов и о Египетском царстве. В первом (и вроде как единственном) выпуске комикса «Поколения: Недостойный Тор и Могучий Тор» мы вновь видим молодого Тора из «Бога Грома». Молодой человек в перерывах между скачками на боевом козле и гулянках своей верной ватаги викингов после очередного удачного набега тайком пробирается в оружейную Асгарда, чтобы снова и снова попробовать поднять Мьельнир. Тот вроде и приподнимается, но… чуть-чуть, что совсем не утоляет амбиции героя. И вот судьба, призыв в виде молитвы и желание поучаствовать в еще одной битве приводит его на берега Нила, где его поджидает могущественный противник. И Джейн Фостер, непонятно как прибывшая из нашего времени. В принципе, перед нами кроссовер персонажей, в котором, на самом деле, важным являются не героические попытки двух Торов накостылять очередному мегазлодею, а два эпизода. Первый позволяет увидеть, как выглядел Локи в стародавние времена, до того, как его начали ассоциировать с Томом Хиддлстоном. Второй расскажет о совсем уж неожиданной «интрижке» Одина с одной космической сущностью, и это оставляет читателя в итоге с одним вопросом: «получилось ли у этой пары и будут ли у этого какие-то последствия?». Надеюсь, еще узнаем.

Я не раз уже признавался в том, что являюсь фанатом «Могучего Тора» Аарона и Дотермана. Это классный комикс, сочетающий фэнтезийную эпичность и вечные темы «супергероики», показывающий нам отличных героев, у которых есть проблемы, страхи, фобии, и надежды. Все как у всех, просто эти имеют законное право накостылять «плохим» парням огромным молотом. Знаете, у меня уж выработался условный рефлекс: когда я слышу вдалеке первые раскаты грома, первым делом я вспоминаю эти истории. Изданием серии продолжает заниматься «Книжный Клуб «Фантастика»», издание в твердом переплете, с бонусами в виде альтернативных обложек и эскизов персонажей от Махмуда Асрара, рисовавшего, кстати, «Поколения». 136 страниц, тираж не указан.