Мнение: Спасти цесаревича Алексея

Начну, пожалуй, вот с чего: в кругах любителей комиксов в нашей стране, особенно в пылу споров с хейтерами на тему «так для детей все же эти ваши комиксы или нет?», в качестве весомого аргумента часто звучат фамилии двух известных людей, которые являются ценителями и коллекционерами европейских графических романов. Один из этих людей – Алексей Алексеевич Венедиктов, главный редактор и совладелец радиостанции «Эхо Москвы», выполняющий схожие обязанности и в «Дилетанте», позиционирующемся как «познавательный исторический журнал для семейного чтения». Весомым подтверждением увлеченности г-на Венедиктова bande dessinée теперь служат не только слухи или какие-то высказывания, но и вполне конкретные действия, объединившие интерес Алексея Алексеевича с его просветительской «Дилетантской» деятельностью. Именно под лейблом журнала начала издаваться целая серия исторических комиксов, которую можно окрестить «Спасительной».

Концепция такова: ее создатели, вместе со сценаристами и художниками, образно выражаясь, отправляются в прошлое, в его самые переломные моменты, для того, чтобы пофантазировать на тему «можно ли было спасти ту или иную историческую личность?». Причем личности эти в народной и исторической памяти чаще всего ассоциируются с безвинными жертвами, чья смерть легла на руки палачей несмываемым грехом. Хотя в этом вопросе возможны, разумеется, разные трактовки и оценки. Так вот, в первом томе серии авторы пошли с козырей, обратившись ко все еще очень болезненной для нашей страны теме – расстрелу семьи Романовых. Событие трагическое и спорное, вызывающее хаотичное ломание копий со всех сторон, дающее возможность пофантазировать, выдавая массу версий и гипотез. Так что же нам предлагают под героическим императивом «Спасти цесаревича Алексея»?

Говоря о г-не Венедиктове в частности и «Дилетанте» в целом, практически невозможно избежать захода на территорию политики и вашего личного отношения к деятельности Алексея Алексеевича и его окружения. Но я постараюсь, хотя мы все же имеем дело с историческим комиксом, а, как известно, история является превосходным оружием в информационных сражениях настоящего. У меня было заготовлено две ремарки – о том, что Венедиктов видный либерал, а либералы все время рвутся кого-то спасать, отсюда и такая тематика, и о том, что имя основателя данного проекта, равно как и имена сценариста и художника не просто так перекликаются с именем убитого сына полковника Николая Романова, тут явно личная заинтересованность в этой персоне. На этом все, перейдем непосредственно к комиксу. О нем нужно знать главное – он создан «по мотивам драматических событий начала XX века». То есть, это не детальная реконструкция и не отработка одной из бытующих в исторических кругах версий, это именно фантазия по мотивам, если так будет удобнее, «историческое фэнтези». И это не в малейшей степени не претензия, наоборот, я сам люблю жанр всевозможных мистификаций и рассуждений на тему «а что было бы, если…?». Причем авторы сознательно добавляют выдуманных ими персонажей или порой радикально переписывают случившиеся события, что открывает массу возможностей для внезапных сюжетных ходов и появления большого количества отсылок, а также нежданных пересечений реальных личностей, которые друг с другом не встречались никогда. Вопрос лишь в том, что «фэнтезийность» комикса, рекомендованного для семейного чтения, нигде не обозначена и есть риск, что многие читатели могут принять все описанное за чистую монету, потом рассказывая о том, как все было на самом деле. К счастью, издатели все же добавили в книгу солидное количество статей, справок и биографий, и все это вместе поможет понять и прочувствовать реальный исторический контекст. Такой подход –  типа, «развлекая – поучать», — достоин уважения.

Начинается комикс с описания крайне неспокойного времени — ситуация на фронтах Первой Мировой для русской армии оставляет желать лучшего, к императору постоянно наведываются члены правительства и родственники с настойчивым предложением подписать отречение от престола, Распутина убивают. Распутин, кстати, выставлен реальным пророком (предсказывает смерть семьи и то, что русские войска таки возьмут Берлин, но не сейчас), но выглядит и ведет себя как нечто среднее между воспетым образом из творчества «Boney M» и собственным же воплощением в мультипликационном трэше «Анастасия». В эти тяжелые и напряженные дни ко двору весьма экстравагантным способом прибывает новый «дядька» цесаревича Алексея, бравый мужчина Иван Александрович Суховодов. Не гуглите, это выдуманный персонаж, которому отведена главная роль. И персонаж интересный, в нем соединяются черты современных «суперменов» и образы героев классических авантюрно-приключенческих романов, вроде Арсена Люпена и Рокамболя. У Суховодова есть одна крутая «фишка» — подобно Форресту Гампу, он стал свидетелем и даже участником ключевых событий последних десятилетий. И на «Титанике» он плыл, и убийство эрцгерцога Франца Фердинанда видел, и вытащил из пожара одного подающего надежды немецкого художника (тут он, конечно, погорячился), и спас английского журналиста, в последствии старшего премьер-министром Великобритании. Разумеется, такой человек выглядит идеальным кандидатом для спасения царской семьи. А спасать уже пора: Николай отрекся и вместе с семьей отправляется в Тобольск, а потом в Екатеринбург. Суховодов окунается с головой в политические интриги, с подачи Милюкова рвется выручать Романовых, едет за поддержкой в Англию и сталкивается с предательством и прочими неприятными чертами людского характера. Одна у него помощница остается, Ариадна Аристарховна, статная дама при царских дочерях, чьи дворянские манеры не дают ей до поры до времени видеть в Иване кого-то чуть более важного, чем обычная «чернь». Зато потом они дуэтом косплеят плакат «Чапаева» на обложке, уж не знаю, в чем тут была идея.

Как уже сказано выше, комикс фэнтезийный, поэтому тут можно показать чуть больше, чем было на самом деле. Есть здесь сцена, в которой Алексей, переодевшийся в «простого человека», оказывается на революционных улицах Столицы, где его чуть не захлестывают поднявшиеся волны кровавого насилия. Разумеется, ничего такого в жизни не было, зато у создателей появился повод для отсылки к «Принцу и нищему» и другим романам, где царская особа тайком пробиралась посмотреть на жизнь подданных, которая оказывалась не столь радужной, как в министерских докладах. Кстати, об Алексее – на момент гибели ему было 14 лет, и, несмотря на тяжелую болезнь, его воспитывали и обучали как будущего царя, то есть, с образованием и осознанием серьезности происходящего у него было все хорошо. В комиксе же показан скорее наш четырнадцатилетний современник, инфантил, живущий в мире героических иллюзий и в полной изоляции от реального положения дел. Алексей даже не знает, чем чревато отречение и что это вообще такое, но все время мечтает о том, что скоро он станет царем и начнет править железной рукой, победив всю Европу и уничтожив всех внутренних и внешних врагов на вечное благо. Наполеоновским замашкам брата противоречит Анастасия, которая в мечтах тоже видит себя царицей, но строит какой-то небесный коммунизм с розовыми пони и всеобщим изобилием свобод. В общем, сегодня бы эти ребята сидели в Тик-Токе. Вообще авторы очень наглядно показывают страшную оторванность царской семьи от народа и их полное непонимание ситуации в стране. Как не было понимания этого и у высшей знати, представители которой большую часть времени помышляли об охоте и удовлетворении собственных материальных благ. Ну а что, история всегда ходит по кругу. Николай II показан скупо, здесь это мягкий человек, семьянин… не столько Кровавый, сколько Тряпкин. Ибо Александра Федоровна, в полном соответствии с молвой, помыкает им, диктует, что делать, сама назначает министров и т.д.

В ключевой момент истории вы не увидите здесь Якова Юровского (хотя в упомянутых исторических материалах он на своем месте), вместо него авторы ввели князя/товарища с говорящей фамилией Поветроносов. Это вечный типаж мастера по переобуванию на ходу, мерзкий человечек с властью и маузером, который может приспособиться при любой власти. Зато нам часто будут показывать Ленина и Сталина, точнее, Кобу, молодого еще «гоп-стопера». Вместе они суетливо бегают по Столице в вечном прохиндейском тандеме и даже встречаются с царской семьей, что, разумеется, тоже выдумка. Такой взгляд на лидеров большевизма обусловлен все же тематикой «Дилетанта» и способен энное количество читателей покоробить. За сатирическую и, опять же, выдуманную уже одной из героинь сцену на лесопилке со стороны сталинистов в издателей могут полететь негодования вместе с зарядами известной субстанции. «Солдатня» (ну, та самая чернь, умиравшая ради благ высших сословий на фронтах Империалистической Войны) ведет себя, как и положено по новому канону, по животному дерзко и грубо, даже на бывшего царя и его семью набрасываясь с бранными словами, чего в реальности, если верить Юровскому и «смотрителям» до него, никто себе не позволял, разве что за глаза. Сам момент спасения бывшего цесаревича основан на фантазии сценариста и не задействует ни одну из известных версий освобождения Алексея. Поэтому, наверное, сценарист «забыл» про Леньку Сиднева, вместо которого, согласно самой популярной конспирологической теории, из дома Ипатьева вывели бывшего наследника престола. Финал со спасением, на мой взгляд, получился скомканным, зато все, что было до этого, вся эта игра в историю с задействованием массы исторических и не очень персонажей получилась весьма обстоятельной. Каждого нового персонажа тут «помечают» и оставляют о нем поясняющую сноску внизу страницы, так что запутаться сложно. Ошибок творцов, к примеру, фильма «Союз Спасения», где куча не пойми кого бунтует не пойми против кого, тут удалось избежать. А теперь о главном – нарисовал «Спасти цесаревича Алексея» Алексей Никаноров («Тень одинокого бога»), очень талантливый художник со своим ярким, узнаваемым стилем, отлично подходящим именно для «европейского комикса». В плане рисунка все на высшем уровне и если рисунок – это именно то, что вы цените в графических историях больше всего, то обязательно ознакомьтесь с этой работой. Минусы же комикса относятся больше к стадии верстки, они выдают, что для издательства это все же первый подобный опыт. На начальных страницах очень много текста и, как следствие, очень мелкий шрифт. Даже в альбомном, увеличенном формате мне, человеку с хорошим зрением, приходилось это самое зрение напрягать. Многие «облака» с текстом имеют странные черновые артефакты, как будто на стадии эскиза их небрежно обводили карандашом, да так эти торчащие «хвостики» и забыли подчистить. Но, может быть, так и задумывалось. А в целом издание хорошее, особенно подкупает «замороченность» с исторической матчастью, тут и портреты интересны, и подлинные документы вместе с артефактами эпохи, и обстоятельства изложены кратко, но занимательно. И даже вроде как не столь «односторонне», как часто свойственно «Дилетанту».

Отлично нарисованный комикс, который не стоит буквально воспринимать как достоверное историческое пособие. Это интерпретация и вариация, сделанная не без таланта. Сам факт спасения Алексея не подводит авторов к глобальным размышлениям о дальнейшей судьбе страны и одного конкретного мальчишки, они не смотрят вперед и не строят иллюзий о том, что выживший наследник мог бы что-то изменить и как-то себя вообще проявить. Здесь, скорее, превозносится ценность одной, конкретной жизни ребенка, вырванной, пусть только в фантазиях, из лап смерти. Странно, но недавние эфиры «Эха» показали, что над этой темой как раз можно неплохо поглумиться, но, видимо, тогда речь шла о простых детях, не о цесаревичах. Издатели подготовили целую статью о самозванцах, выдававших себя за царских детей, но ничего не упомянули о реальных попытках спасти семью бывшего императора. Очевидно, из-за скудности данной темы, по причине того, что бывший царь и уж тем более его близкие никому в дни разгорающейся гражданской войны уже были не интересны. И этот разрыв с народом, со страной, непонимание происходящего в комиксе хорошо продемонстрировано. Есть смутные свидетельства того, что операцию по спасению планировал Борис Соловьев, муж дочери Распутина Матрены, но тогда ничего дальше героических планов и сбора средств с благодетелей не продвинулось. Может быть, Соловьев стал прототипом Суховодова, у которого почти все получилось.

Издан комикс в альбомном формате, в твердом переплете с выборочной лакировкой. 80 страниц. Тираж солидный, 7000 экземпляров, это реально первый комикс, выставленный в витрине крупнейшего книжного магазина «Москва» на Тверской улице в статусе бестселлера. Плюс медийная поддержка «Эха» и сопричастных изданий и ресурсов. Сложно не обратить внимания, которого «Спасти цесаревича Алексея» вполне заслуживает.

https://diletant.media

Мнение: Спасти цесаревича Алексея: Один комментарий

  1. Уведомление: Мнение: Спасти адмирала Колчака — wicomix

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s