
Первый том «Трансметрополитена» Уоррена Эллиса и Дэрика Робертсона все же можно назвать ознакомительным. А скорее даже ядовитой, вырвиглазной и при этом чертовски привлекательной затравкой, запросто вызывающей сенсорную перегрузку. Мы познакомились с гонзо-журналистом Спайдером Иерусалимом, у которого по стечению обстоятельств (связанных с невыполненными обязательствами перед издателями) только что закончилась пятилетняя изоляция в уединенном местечке вдали от Города. Того самого Города, который Спайдер ненавидит, от которого мечтает оказаться как можно дальше и без которого не может жить и работать. И его можно понять: ну о чем писать на отшибе цивилизации, о разведении кур и о красивых закатах? А в Городе (за которым легко угадывается Нью-Йорк, да и вообще почти любой крупный мегаполис нашего времени) жизнь бурлит на каждом шагу, в каждом сантиметре, в каждой молекуле отравленного воздуха.
Здесь воплотились почти все современные представления о дальнейшем развитии общества, когда одного взгляда в новостные ленты достаточно, что понять – гуманизм и свобода, воспеваемые философами-идеалистами, с треском проиграли прагматичности политиков и бизнесменов, сделавших ставку на потакание самым низменным вещам в природе человека. Но этого проигрыша никто старается не замечать, а замазанные следы крови павших в боях свобод закидали броскими призывами к переходу в стадию трансгуманизма и вседозволенности. В Городе вы можете быть кем угодно, делать что угодно и быть с кем угодно: можете скрещивать свое ДНК с генами инопланетян, можете просто заниматься сексом хоть с этими самыми инопланетянами, хоть с любым живым (да и то не обязательно) существом, при этом удовлетворяя фантазии с помощью продвинутых девайсов. Можно употреблять все существующие в мире вещества, можете есть экзотическую еду вплоть до человечины (что уж говорить про маринованные глазки детенышей тюленей), можете выбрать любой пол и даже стать бесполым и нематериальным духом внутри виртуальной реальности, можете… в общем, можете все. При условии, что у вас есть деньги, конечно. В сфере добычи которых с ваших счетов особенно преуспевает вездесущая реклама, буквально с каждого столба призывающая что-то купить, попробовать, пощупать. Никому не нужны умные люди, всем нужны «самодостаточные потребители». Ведь погруженные в удовлетворение своих повседневных страстей, граждане не находят свободной минутки, чтобы сконцентрироваться на политике, а политикам только этого и нужно. Давний пакт о ненападении, «Вы голосуете – мы рулим и даем вам исполнять свои желания» безотказно работает и здесь. И, кстати, пришло время как раз и поговорить о политике, главной теме второго тома «Трансметрополитена».

Пока Спайдер употребляет горы веществ с целью заткнуть вопли рекламы и жизнерадостное бормотание телевизионных передач хотя бы в своей лысой голове и трепет нервы очередной бедняжке-помощнице, в стране намечаются президентские выборы. На прошлых выборах Спайдер проявил себя во всей красе, поэтому сейчас власть имущие мечтают завладеть его вниманием. Ну и что, что благодаря Иерусалиму нынешнего президента принято называть Чудовищем, пользу от черного пиара никто не отменял. Итак, в двухпартийной Америке за власть начинают бороться два кандидата от основных партий. Один из них, Хеллер, образцово-показательный фашист (то есть, если судить по недавнему перевороту в реальных, а не комиксных США, типичный республиканец по версии победившей стороны), за которого Спайдер точно не будет топить. Второй – Гари Каллахан, человек с вечной улыбкой (поэтому Спайди и кличет его Весельчак) и внешне чем-то похожий на Джона Кеннеди, любимец прессы и среднего класса. Чем не кандидат? Но Иерусалим не доверяет и ему – как истинный анархист, он против любой власти, он знает ее изнанку и понимает, что никому не станет лучше, веселись ты ли или фашиствуй на улицах города. Тем не менее, вокруг непокорного журналюги запутывается сеть типичных политических интриг с подлогами, договорами, обманами и с обязательными «сакральными жертвами», на мемориалы которых новостные каналы будут лить литры слез. И в этом коконе интриг Иерусалим доказывает, что «сила одиночки» способна внести коррективы в планы «больших дядь», а сила печатного… точнее, непечатного слова может менять политическую карту мира. Но не станет ли сам Спайди оружием в чьих-то хватких ручонках?

Анархо-левацкие идеи выплескиваются у Эллиса в забористые, полные злого сарказма (за которым следует черная тоска, когда ты понимаешь, что все это, в общем-то, уже давно стало правдой) диалоги о политике на страницах безумного, как кэрроловский Шляпник, панк-комикса. Один из таких показательных диалогов – визит Иерусалима к Чудовищу, который внезапно в чем-то оказывается чудовищно прав, когда рассуждает о том, что на самом деле требуется от хорошего президента в нынешних реалиях. Тут есть, о чем подумать. Также на реальность хорошо перекидывается то обстоятельство, благодаря которому политики так хотят заполучить место в мегаскандальной колонке Иерусалима. Дело в том, что он не только медийная звезда, за которым на улицах собирается хвост фанатов, он — сталкер-визионер, блуждающий в самых бедных, ужасающих своей нищетой районах мегаполиса, где жизнь вообще не стоит ничего и куда агитационные бригады кандидатов в президенты уж точно не доберутся в приступе панического страха перед «отребьем», населяющим эти районы. Страха перед нищими, инвалидами, голодными детьми, торчками и прочими, кто в сугубо рыночных отношениях «хищник-жертва» однозначно проиграли в первом же раунде без шансов на реванш. Спайдер – голос этого самого отребья, он и сам таков в глазах приличных ребят с белыми воротничками, и он готов перегрызть глотку за то, чтобы донести свой голос с этих окраин. Даже при том, что и это отребье он тоже ненавидит, по крайней мере, орет об этом на отходниках, пугая помощницу. Одну из двух, и отношения с этими барышнями тоже превращаются в важный элемент сюжета, как и отношения со своим редактором.
Итак, политика, взаимодействие человека и технологий, проблемы «неограниченной» и откровенно навязываемой свободы, виртуальная реальность и социальное неравенство – вот основные темы «Трансмета», обрушивающиеся на вас лавиной фантастически- нигилистических образов от Дэрика Робертсона и колориста Натана Эйринга. Тут на каждой странице просто туча разных деталей, надписей, образов и прочего, что валится щедрой авторской рукой в котел комикса в качестве едких приправ. В толпу городских жителей запросто вписываются коллеги по комикс-индустрии. Иногда создается впечатление, что «повар» Эллис, прихлебнув горячее варево из ложки, в которой только что Спайдер Иерусалим нагревал кое-что другое, просто плюет в лицо читателю эту обжигающую массу… и ты понимаешь, что таков его действенный способ привлечь внимание, заставить подумать о чем-то, с чем мы живем не в каком-то «может быть, когда-нибудь» футуристическом мире, а прямо здесь и сейчас. Демонстрируемый контраст между богатыми и бедными способен отрезвить тех, кто поет дифирамбы Новому Дивному миру технологий, дарующих счастье для всех, чтобы никто не ушел обиженным. Как пишет в своей колонке главный герой, «Мы может творить чудеса с помощью машин размером меньше, чем вирус, в то же время только за сегодняшний день двадцать четыре человека только в нашем городе умрут оттого, что зашли не в то квартал». В «Трансмете» по-прежнему много-много нецензурных слов и выражений, некоторые из них, прямо скажем, достойны войти в лексикон «городского жителя». И да, все же несмотря на вышесказанное (и на то, о чем сказать даже не повернулся язык), не стоит воспринимать Спайдера Иерусалима слишком серьезно, своим необузданным нравом и тягой к веществам и почти что террористическими методами он наверняка нарушает не один десяток статей и не может быть примером для подражания. К тому же за этой «удалью» иногда проскальзывает одинокий белый мужчина, искренне охреневающий от того, что происходит вокруг и не способный принять все изменения окружающего мира. И тогда его даже становится жалко… до той минуты, пока он вновь не плюнет вам в лицо ядом своей сумасшедшей и оттого кажущейся такой искренней на фоне искусственных улыбок политиканов ежедневной колонки в «Слове».

Написать предисловие ко второму тому авторы пригласили актера Патрика Стюарта, и «капитан Пикар» тут вообще единственный, кто вежливо сдерживает эмоции. В разделе бонусов можно почитать сценарий Эллиса к одной из глав и сверить его с раскадровками Робертсона. Также в наличии эскизы обложек, примечания, биографии создателей и короткая история «Следующей зимой». Твердый переплет, суперобложка, 352 страницы, тираж 10000 экземпляров.