Мнение: Неономикон

Внимание! Данный текст и изображения предназначены для лиц старше восемнадцати лет.

Вот ведь какую штуку придумал Алан Мур: чтобы понять, что происходит в финале графического романа «Провиденс», вам нужно прочитать комиксы «Двор» и «Неономикон», а для того, чтобы понять, что же происходит в этих двух комиксах, было бы неплохо прочитать «Провиденс». Видимо, именно по этой причине русское издание «Двора» и «Неономикона» под одной обложкой случилось более чем через полтора года после выхода «Провиденс». Ладно, это не претензия, в это наверняка множество всем известных факторов вмешалось, которые неподвластны даже Ктулху. На самом деле, я несколько преувеличил взаимосвязь этих работ Мура, как минимум, «Двор» и примыкающий к нему «Неономикон» можно читать как вполне самостоятельную дилогию, не только основанную на мифологии Говарда нашего Лавкрафта, но и пытающуюся эту мифологию переосмыслить в надежде понять, как выдумки мало кому известного при жизни автора, расиста и асексуала превратились в такой мощный и влиятельный культ.

«Двор», фактически короткий рассказ-прелюдия перед основным действием, знакомит нас с агентом ФБР Саксом, работающим под прикрытием. Сакс – суровый расист и асексуал (то есть, брутальная версия Лавкрафта), расследующий разработанным им самим методом череду кровавых убийств, совершенных теми, кто на убийц не тянет совсем. Это расследование выводит Сакса на след нового наркотика и его распространителей. Наркотик заставляет людей говорить на каком-то древнем языке, но это еще полбеды – упоровшиеся торчки не просто несут белиберду, странным образом понятную всем остальным заторчавшим, эта белиберда меняет их сознание и образ мышления под действием обычного наркотика, выступающего всего лишь в роли катализатора. Тут можно вспомнить знаменитый рассказ Теда Чана «История твоей жизни», где поднимался вопрос о связи лингвистики и сознания, но у Мура схожие идеи поданы в гораздо более жесткой форме. Двор сам по себе – это не место действие, это олицетворение ада, который люди охотно обустраивают для самих себя. «Двор» даже не привычный нуар, это нуар в сотой степени. После первых же страниц хочется принять пачку антидепрессантов, настолько сильно и жестко Мур и художник Джейсен Берроуз описывают самое днище жизни, населенное маргиналами, сумасшедшими и наркоманами. И описывают безжалостно, без скидок на гуманизм и людские судьбы, благо что русские издатели комикса перевели все реплики с необходимым количеством мата, который здесь буквально в каждом «пузыре». Примерно так на днище жизни и говорят. Но имейте ввиду, вслед за приемом антидепрессантов уже через пару-тройку кадров вам захочется блевануть. И дело не в визуальной жестокости, массовая культура приучила нас к крови и мясу, дело в атмосфере, проникающей липкой и грязной слизью в горло и вызывающей определенные позывы.

Сакса не жалко. На протяжении всей истории он не вызывает сочувствия своими высказываниями и действиями. Но все же он агент ФБР и разобраться в том, что с ним произошло, начальство обязано. Поэтому спустя несколько лет в материалы давнего расследования погружаются агенты Меррил Брирс и Лампер. Лампер – мужчина, он тут отвечает за рациональность и попытки все объяснить по уму. А про Брирс все ее коллеги говорят, что она нимфоманка, да она и сама при первом удобном случае рассказывает о своих сексуальных проблемах. Интересные у них там отношения в коллективах, однако. Возможно, это дополнит ваши подзабытые фантазии про агента Дану Скалли, типаж у героини похожий. И эта подчеркнутая сексуальность вроде бы как не вписывается в заявленное исследование творчество Лавкрафта, в произведениях которого, прямо как в СССР, секса вообще не было. Хотя тут Мур иронично дает понять устами второстепенных персонажей, что секс то у Говарда на каждом шагу, все эти влажные щупальца неспроста, спасибо деду жанра ужасов за эстетику тентаклей. И, порассуждав на эту тему, Алан и Джейсен словно решают, что если у американского писателя секса и впрямь нет, то надо срочно его добавить, ибо это движущая сила эволюции и, значит, все эти рыбоподобные существа из пантеона Ктулху выползали на сушу вовсе не за тем, чтобы попугать простых людишек. Далее авторы «Неономикона» устраивают реальное порно. Такое, знаете ли, лютое любительское порно без специально обученных актеров и актрис, с вашими соседями по дому, которые творят оголтелую дичь. Может быть, кого-то это даже и возбудит, но финал у оргии будет не самым радостным.

Анализируя мифологию Лавкрафта через обсуждение его личности (причем без должного коленопреклонения, половина героев комикса вообще не знают, кто это такой, а другие считают его плохим писакой и психом, тем страннее выглядит массовая увлеченность его книгами, наверное, тут замешано что-то другое, что создатели комикса и пытаются обнаружить под слоем похоти, жести и нецензурщины) и его влияния на других писателей и творцов, Мур и Бэрроуз поверх «сказок» Говарда охотно накидывают сюжеты других, не менее знаменитых историй, от культовых «новоделов» вроде «Молчания ягнят», до классики типа «Красавица и Чудовище». Получается интересно, мне «Неономикон» вообще понравился больше, чем «Провиденс», для понимания которого нужно осилить сначала пару-тройку диссертаций. Как говорится, коротко… и хорошо, что коротко, хотя фирменного Муровского пустословия здесь никто не отменял. Проще ли эта работа для понимания? Определенно да, за столь небольшой (для Мура) объем тут успевают раскрыть много занятных мыслей. Стоит ли взять с полки «Провиденс» и перечитать его окончание дабы дополнить полученными только что фактами? На самом деле, по желанию. Мне показанный здесь открытый финал более интересен, чем тот психоделический бред из «Провиденса», который без «Двора» и «Неономикона» превращается в роуд-стори про гея, путешествующего по лавкрафтомским местам, причем не всегда понятно, что там важнее – геи или лавкрафтовские места, как бы «второе» упорно не записывали в «первое». Космос – сама по себе штука темная и мрачная, а космология Мура, дистиллированная из работ Лавкрафта, вообще получилась чернее черного. Чтиво исключительно для взрослых, порнографии и насилия здесь хватает для того, чтобы удовлетворить любого «эстета». Как обычно, по какой-то странной логике, на обложке стоит обязательная с точки зрения закона информация о наличии нецензурной брани, а о том, что чудовище из морских глубин кончает на лицо женщины, пока мужчины сношают друг друга паровозиком, вам никто не сообщит. Только я, не благодарите. О русском издании от «Fanzon»: очень толстой бумагой пытались компенсировать небольшой объем произведения. Чем-то придется компенсировать отсутствие финишной редактуры, так как замечено много пропущенных букв в тексте. И нет никаких примечаний, на которые был богат «Провиденс». Твердый переплет с лакировкой, есть альтернативные обложки выпусков и предисловие Гарта Энниса, под стать комиксу матерящегося как сапожник. Итог – неплохой некропорнохоррор… хм, получилось слово, хорошо звучавшее бы в Р’льехе… на том и закончим. Да прибудет с вами Ктулху.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s