Мнение: Чудо-Женщина. Начало бури

Чудо-Женщина впервые появилась на страницах комиксов в 1941-м году, быстро завоевав популярность. С тер пор прошла самая страшная война в истории человечества, постоянно случались войны «поменьше», рушились империи, образовывались новые страны, а также кардинально менялись отношения в обществе к тем или иным вопросам и поступкам. Свой статус «символа эмансипации и феминизма» Диана удерживала все это время, порой по-сестрински разделяя славу с другими популярными героинями, подтянувшимися следом за ней. Как известно, она была создана из глины и в руках многих авторов сама Диана и история ее жизни и становления оказались этим самым пластичным материалом, который можно было легко изменять согласно духу времени и веяниям в обществе.

Например, любителям комиксов известно, что Ди попала в наш мир, в «мир мужчин» с точки зрения воинственных амазонок, спрятанных от посторонних глаз на острове Фемискира, после знакомства со Стивом Тревором, американским летчиком и разведчиком. Но, пожалуй, для современных юных читателей пересказ этого «ориджина» мог показаться сложным (как минимум, он требует серьезного погружения в исторический контекст), да и мало соответствующим той реальности, которая окружает нас вместе с вопросами и проблемами, требующими внимания здесь и сейчас. Поэтому сценаристка Лори Холс Андерсон и художница Лейла Дель Дука, взявшись за комикс про Чудо-Женщину в рамках линейки изданий DC для подростков, радикально переписывают канон, акцентируя внимание на тех повестках днях, ежедневно заполняют новостные эфиры и ленты соцсетей, формируя новые взаимосвязи в меняющемся обществе.

Итак, амазонок создали пять богинь, поместив на Фемискиру (в данном издании название сменилось на Темискиру, но я буду придерживаться более распространенной версии) вдали от людских глаз. Соответственно, амазонки появились сразу взрослыми, миновав стадию взросления. Шестнадцать лет назад от времени действия комикса королева Ипполита захотела ребенка и прибегла к традиционному для божественных существ материалу – глине, в которую затем вдохнули жизнь. Так появилась Диана, первый и единственный ребенок на Фемискире. И вот этот ребенок вырос, стал подростком, что даже у человека из глины оказалось тесно связано с перестройкой организма, гормональными бурями, прыщами, прочими физиологическими процессами и эмоциональной нестабильностью, за которой следуют экзистенциальные вопросы «Кто я?» и «Почему я такая?». Все как обычно, жаль, что помочь в этом состоянии Диане особенно и некому, ее подруги через такое не проходили. И вот на этом фоне происходит историческая встреча с людьми из внешнего мира. Нет, Стив не прилетит, вместо него сквозь прорехи в куполе, скрывающем Фемискиру, возле острова появятся беженцы с одной из ближневосточных стран. Голодные, умирающие, потерянные мужчины, женщины и дети. Диана бросается к ним на помощь и, вдоволь наплававшись в бушующих водах, оказывается за пределами купола, на лодке, набитой людьми. Девушка попадает в лагерь для беженцев в Греции, где огромный мир, о котором она так часто размышляла, является ей местом жестоким и несправедливым. Люди, привыкшие к этому, смиренно все сносят, но амазонка не такая, она начинает бороться за права, активно проявляя себя. К тому же девушка оказывается знатоком кучи экзотических языков, что, вместе с нужными знакомствами, приводит ее в Америку, в Нью-Йорк, где она, получив статус беженца, поселяется в семье польской активистки и ее внучки, из бурчащей и недовольной девчонки быстро превращающейся в подругу Дианы.

Диана постепенно открывает мир, где есть место всему: насилию, смерти и голоду, взаимовыручке, дружбе и таким мелким, но приятным радостям, как хорошая еда или прогулки по летнему парку. Америка, разумеется, страна возможностей, а демократические принципы позволяют простой беженке-полиглоту занять должность в ООН. А главная мечта любого беженца – стать гражданином этой страны, приняв ее присягу, текст которой полностью представлен в конце книги. При этом Нью-Йорк все же не идеализируется, тут на улицах полно бездомных, а многие семьи живут за чертой бедности, поэтому Ди с подругами становится волонтерами, раздающими бесплатную еду нуждающимся. Хотя, конечно, по сравнению с другими странами… вот, в Сирии война, от которой бежит мирное население, Европа строит для несчастных людей лагеря, в Польше тоталитарный режим еще недавно топтал «демократические ростки», по словам одной из героинь. Да, пришло время поговорить об идеологической базе комикса, в наше время сложно найти даже что-то подростковое безо всяких «повесток дня». Комикс посвящен беженцам и это, разумеется, очень важная и злободневная тема. При этом авторы не афишируют, кто, отчего и откуда бежит (на засоряют подростковые мозги глобальной политикой и экономикой, одним словом), и ни слова не говорят о том, какие негативные последствия влечет за собой эта волна эмиграции. Доминанта, в общем проста, все люди нуждаются в доброте и заботе, никто не должен страдать и покидать свой дом из-за войн и преследований, и подано все это по-детски прямолинейно, тут прям никаких религиозных и этических отличий у людей нет, все сразу принимают друг друга на равных. Все, кроме большинства мужчин: греческие солдаты отнюдь не гуманно орут на мигрантов, нью-йоркские дельцы хотят застроить парк новостройками (и тут громогласно звучат фактически левацкие лозунги, в наше время внезапно актуальные в «культурной» среде и легко проникающие в подростковую литературу), да и кто, как не мужчины, похищают по ночам людей и увозят неизвестно куда? Да, авторы половину комикса намекают на детективную линию с похищениями, но большую часть времени заняты описанием того, как Диана устраивается на новом месте и делает карьеру благотворителя и дипломата, отчего все элементы «триллера» в итоге съезжают в самый конец, где все и заканчивается очень сумбурно. На фоне этих мужчин женщины образуют идеализированное «сестринство», общину любви, понимания, взаимопомощи и мультикультурности. Как у амазонок, только без агрессии. Ну и остальные «обязательные элементы» новых историй, разумеется, не пропущены. Тема ЛГБТ-отношений не подана в лоб, как зачастую бывает в подростковых комиксах (взять тех же «Молодых Мстителей»), тут все представлено символами и полунамеками. Например, процесс создания амазонок, чисто однополого общества, внезапно озаряет радуга. Есть здесь и свой, современный Стив Тревор… точнее, Стив и Тревор, мужчины, которые помогают Диане адаптироваться в нашем мире. Нет-нет, никто ни о чем прямо не говорит, но их постоянные прикосновения друг к другу и дружеские обнимашки за плечи выглядят… ну, вы поняли. Это, кстати, единственные мужчины, которые в комиксе не бесят своей навязчивой маскулинностью, это умные и отзывчивые интеллектуалы (пусть один из них и бывший военный). Стоит ли говорить, что один из них афроамериканец? Что, в общем то, никакого значения не имеет, ведь люди на самом деле все равны.

В простой и понятной форме, переписывая первые шаги одной из самых культовых супергероинь, комикс учит доброте, справедливости, противостоянию злу и поискам своей цели в жизни. Учит согласно лекалам, принятым в западном обществе, это надо иметь ввиду. Это не плохо и не хорошо, просто разница менталитетов местами ощутима. Сама главная идея, к примеру, вопросов не вызывает, если бы все следовали ей, проблем в мире было бы гораздо меньше. Но это, увы, невозможно. Что касается главной героини, то она ищет себя в состоянии пубертата, демонстрируя те самые качества, благодаря которым (а не только из-за сверхсилы, золотых поручей и волшебного лассо) она и заслужила прозвище Чудо-Женщина. Хотя тут она пока еще Чудо-Девушка, но потенциал налицо. Рисунок в целом хороший, но прослеживается тенденция последних лет не рисовать Диану яркой красавицей, теперь она обычная девчонка с соседнего двора. В цветовой гамме преобладают оттенки цвета морской воды. Как уже упоминалось, русское издание от «Росмэн» содержит текст американской присяги, но тут уже явно требование правообладателя ничего в оригинальном макете не менять. Также здесь есть и более полезная информация, например, контакты Общероссийского телефона доверия, службы «Ребенок в опасности», Неотложной психологической помощи и экстренных служб. Можно найти биографии создателей комикса. Издание в твердом переплете c выборочной лакировкой, 192 страницы, тираж 4000 экземпляров.

www.rosman.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s