
Еще в зале суда надменному и хитрому финансовому воротиле Уоррену Уайту, из-за махинаций которого куча людей лишилась накоплений и будущих пенсий, идея «откосить по дурке» от реального тюремного срока казалась очень удачной. Одного не учел Уоррен, известный в бизнес кругах под кличкой Большая Белая Акула – суд над ним состоялся в городе Готэм, а он, помимо прочего, «славится» психиатрической лечебницей Аркхем, на воротах которой вполне уместной смотрелась бы надпись «Оставь надежду, всяк сюда входящий». В этой лечебнице содержатся (чаще всего временно, ведь, как показывает богатейшая история комиксов DC, побеги из этого заведения давно уже превратились для местных сидельцев чуть ли не в обычные соревнования некоей специальной олимпиады) самые отпетые готэмские «психи», для описания которых даже слово «опасные» выглядит как дружелюбное поглаживание по голове с комментарием, «ну что вы, этот еще тихий, вы остальных не видели. Скорее всего, и не успеете увидеть».
Так что Уайт попадает в отличную компанию – с одной стороны, есть персонал клиники, который его, мягко говоря, ненавидит и поэтому готовый на многое закрыть глаза, с другой стороны, есть пациенты, готовые расправиться с ним по причинам, среди которых оправдание «мне это нашептали голоса в голове» кажется самым рациональным и разумным. Так что уже в первой главе «Ада на Земле» сценарист Дэн Слотт убедительно показывает, как из Большой Акулы герой превращается в мелкую Рыбу, которую готовы съесть все вокруг. Лоск богача, еще недавно способного потягаться с самим Брюсом Уэйном, быстро слетает с Уоррена, когда он понимает, что его лечащий врач может устроить ему веселую жизнь по щелчку пальцев, а сосед по палате готов эту жизнь оборвать с не меньшей легкостью.

«Ад на Земле» интересен тем, что, хоть на обложке комикса и расположены слова «Аркхем» и «Бэтмен», подразумевающие присутствие определенных персонажей, судьбы которых тесно переплетены с упомянутым лечебным заведением, самих этих персонажей здесь… да почти что и нет. Слотт решил не приглашать в свой изоляционистский триллер «медийных» звезд вроде Бэтмена, Джокера, Бэтгерл, Ядовитого Плюща или Двуликого на главные роли. Они, конечно, мелькают на страницах комикса, но выполняют функцию «приманки» для читателя. В основном же Дэн задействует новых или малознакомых персонажей, усиливая тем самым нервозность и непредсказуемость сюжета – попадая в след за Уорреном в Аркхем, читатель, по сути, испытывает то же чувство шокирующей неопределенности, оказавшись среди людей, от которых (и это их главное отличие от Джокеров, Бэтменов и прочих) совсем не знаешь, чего ожидать. Убить тебя хочет вот этот странный здоровяк или вот этот дурно пахнущий тип, съесть заживо, изнасиловать или, повинуясь каким-то своим замыслам и мыслям, взять под свою опеку? Эти новенькие, незнакомые «психи» сценаристом проработаны очень хорошо, почти за каждым стоит история, и каждый их них интересен как персонаж, как важная часть сюжетного каркаса. Опасливую читательскую симпатию вызывает Шалтай-Болтай, панические атаки провоцируют Помойный Пес и Предсмертный Хрип, а отношение к Джейн Доу может варьироваться от ужаса до сочувствия. Безумие подавляющего числа героев комикса позволяет Слотту не разделять их на два лагеря «хороших» и «плохих», оставляя их существами неоднозначными, непредсказуемыми до самого конца. Это же безумие позволяет автору выстраивать закрученный сюжет из событий настоящего и прошлого, реального и выдуманного, рационального и сверхъестественного. Местами (см. первую главу как минимум до ее шокирующего финала) история еще маскируется под известные образцы «психологических лечебных драм» вроде «Над кукушкиным гнездом», демонстрируя сложные отношения между пациентом и врачом, но затем все встает с ног на голову и комикс уходит на территорию шизофренического саспенса, в замкнутом пространстве которого вдруг внезапно открываются двери в камеры с самыми опасными типами, а бунт, как явление по непонятным причинам столь привычное в заведении с таким, казалось бы, высоким уровнем защиты, перерастает в реальную битву за весь мир.

Что делает мир комикса еще более ярким и осязаемым? Наверное, всегда актуальная ретро-эстетика. Сам главный герой со своими усиками Эррола Флинна выглядит как стильный и симпатичный, несмотря ни на что, пройдоха из фильмов Золотого Века Голливуда. Антураж лечебницы, костюмы и все вокруг тоже намеренно несовременно (кстати, Райан Сук рисует круто, но мне его стиль все время что-то напоминал, не могу вспомнить, что именно), хотя персонажи в курсе существования смартфонов и знают, что такое ebay. Просто это весь Готэм, сам по себе слегка безумный город, застрял где-то вне времени. Лично мне такой подход создателей крайне симпатичен. Чем комикс, буквально затянувший в свою нервозную атмосферу, меня немного разочаровал? Тем, что тщательно выстраиваемый сюжет с подлогами, подменами, подставами, все время балансируя на грани мистики и рационального, все же выбрал мистику. И не просто выбрал, а рухнул в нее, хороня под собой все лучшее, что удалось сделать за большую часть глав. Удалось-то много: создать настроение, прописать героев и придумать ситуации и поступки, после которых реально понимаешь, что «Ад», вынесенный в заголовок, намного страшнее тогда, когда исходит из души обычного человека, а не связан напрямую с реальными демонами и прочими потусторонними проявлениями. Но это чисто субъективное мнение человека, которому комикс все же в значительной степени понравился, нервы он отлично щекочет. А жутковатый финал, демонстрирующий необратимые духовные и физические трансформации, ведущие вслед за принятием своего положения в столь скорбном месте, как Аркхем, еще долго не выходит из головы.

Отличное сочетания сюжета и графики, богатой в том числе и на шок-контент. В делюксовом издании от «Азбуки» помимо прочего можно посмотреть на эскизы действующих лиц с комментариями создателей. Особенно интересно читать мнение Слотта о том, кого бы он позвал из голливудских актеров на ту иную роль. Есть также сценарная заявка и краткое описание всех шести выпусков мини-серии. В наличии и примечания для русских читателей. Твердый переплет с выборочной лакировкой, 176 страниц чистого Хэллоуина, тираж 5000 экземпляров.