
Продолжаются съемки полнометражного фильма о Флэше, а новости про седьмой сезон сериала про него же стали одними из самых хайповых в гик-среде в начале 2021-го года – вот оно, самое время привлечь внимание как можно большего количества людей к этому супергерою Вселенной DC Comics. А, поскольку интересующиеся, но не особо вникающие в тему читатели-неофиты могут не очень благосклонно реагировать на двухзначные и трехзначные номера на обложках выпусков комикс-серий, можно заинтересовать их, рассказав историю с самого начала, после чего уже можно будет смело двигаться дальше. Или бежать со всех ног, как это делает Барри Аллен. И начал он это делать именно в комиксе «Год первый» Джошуа Уильямсона, отворяющем дверку в мир молний, гиперскоростных забегов, путешествий во времени и других занятных вещей.

На первых страницах комикса читателей поджидают две новости: полное имя главного героя – Бартоломью Генри Аллен (честно, я не знал) и он с детства читал комиксы про Флэша. В Мультиверсе DC в стародавние времена Серебряного Века был персонаж по имени Джек Гаррик, носивший данное прозвище. И эти комиксы паренька очень вдохновляют, хотя сам Аллен вряд ли – даже по собственному мнению – мог бы считаться обладателем тех черт характера, которые превращают человека в супергероя. Проходят годы, Барри переживает семейную трагедию и именно «благодаря» ей становится судмедэкспертом в полиции Централ-Сити, причем одним из лучших. И вот однажды в лаборатории в Барри ударяет молния. Как и многие другие пострадавшие от этого природного явления, Аллен отправляется в долгую кому, но после пробуждения обнаруживает, что может двигаться невероятно быстро. Глава, в которой он осваивает свое новое состояние и учится им управлять, представляет собой прекрасный и ироничный срез жизни начинающего героя: тут и попытки проанализировать происходящее, и стремление контролировать открывшиеся возможности, и, самое главное – растущая в углу квартиры гора стертых до дыр кроссовок, потому что против физики не попрешь и все такое. Хотя… нет, попрешь, если разгонишься очень быстро. Вопреки постулатам фундаментальной науки Аллен убегает в будущее, оказавшееся безрадостным: в Централ-Сити разруха и военное положение, местных жителей терроризируют солдаты Короля Черепахи. Тут авторы вводят в сюжет антагониста, являющегося полной противоположностью Флэша – Черепаха потому и носит такое прозвище, что в результате собственных экспериментов стал очень медленным, но не сдался, а, подпитавшись злобой и ненавистью, стал замедлять все подряд, проникнувшись, как и полагается мегазлодею, идеей уничтожения всей Мультивселенной, для чего ему нужна скорость Флэша. А еще лучше Флэшей. Потому что в будущем у растерянного Барри появляется наставник, идеал настоящего супергероя, до которого Аллену еще далековато. Ведь одно дело, вернувшись в настоящее с помощью все еще непомерно странного (хотя, кому как) девайса, ставшего важной частью мифологии Флэша, на больших скоростях разбираться с мелкими преступниками, которые даже не успеют заметить, кто это только что их обезоружил, связал и передал в руки полиции, и совсем другое дело – спасать весь мир от уничтожения, зная, что одной из причин этого уничтожения могут быть твои собственные силы, если ты распорядишься ими неправильно.

Основная идея «Года первого», помимо пересказывания канонических событий на новый лад – показать классическое становление персонажа, проходящего черед знакомые ценителям комиксов стадии «Обычного человека», «Обретения сверхвозможностей», «Победы на собственным идеализмом, выросшим из старых комиксов и чуть не приведшем к необратимым последствиям», «Одержимости вопросом «Смогу ли я?»», «Преодоления страха» и «Принятия самого себя в роли супергероя». Барри интересен именно как человек, который проходит путь от неуверенности в общении с симпатичной ему девушкой, потому что не знает, разовьется ли это во что-нибудь или нет, до уверенности в правильности своих действий, когда он, казалось бы, собственными глазами видел, к чему они могут привести. И это очень сложный путь, недаром одна из ключевых фраз комикса звучит так: «Как можно бежать быстро, если у тебя от страха трясутся коленки?». Типичная же реакция, наверняка знакомая каждому из нас? Были ли такие проблемы у Флэша из старых комиксов или он был недосягаемым, придуманным идеалом? И нужно ли стремиться стать этим идеалом? Вот вопросы, от которых «настоящему», не тому «комиксному» Флэшу будет трудно убежать. Также идеалистические планы везде успеть и всем помочь приводят его к классическому парадоксу «Флэша», действие которого можно было наблюдать и в рамках историй из вселенной The New 52, и в сюжетах эпохи Rebirth: Барри начинает везде опаздывать. Это забавно, но, в то же время, отлично раскрывает его, как персонажа, становится его фишкой. Хорошо хоть насчет отношений с Айрис Уэст, которым здесь уделено повышенное внимание, Аллен получил однажды крайне дельный совет – «Не тормози!». И вроде как уверенно ему следует.

Помимо Черепахи, в комиксе часто мелькают другие, более известные антагонисты Флэша, но он о них еще не знает, самое же начало истории все-таки. Да и появляются они не лично, о них чаще упоминают газетные заголовки. То гориллу в городской зоопарк привезли, то какие-то Мардоны под следствием… короче, все еще впереди. Также Барри познакомится с племянниками Айрис, не замедлив иронично поинтересоваться, почему их зовут почти одинаково и получив ответ, что это долгая история. Знатоки Флэша – поймут, остальным я порекомендую перечитать комиксы с участием Алого спидстера, уже вышедшие на русском, они того стоят. Насколько важен Флэш в рамках Мультивселенной, можно понять из того же «Флэшпойнта». Рисует «Год первый» Говард Портер, видный спец по Флэшу, что тут особенно заметно – все масштабно, детализированно и динамично, хорошо передано ощущение сверхскоростей и присутствие огромных энергий, раздирающих, как и положено, пространство рисунка разноцветными молниями. Многое события переданы чередой почти что кинематографических кадров, занимающих целые развороты, это интересное решение для экономии места и сохранения высокого темпа повествования. Благодаря колористу Hi-Fiт противники разделены здесь цветовой гаммой, цвета тоже словно вступают в противоборство. Красный за Флэша, изумрудно-зеленый – за Черепаху. За процессом создания рисунка можно понаблюдать в разделе бонусов, тут и эскизы персонажей, и примеры работы над страницами представлены. Есть альтернативные обложки и примечания для русских читателей. Твердый переплет с выборочной лакировкой и «ботиночным» артом, лучше всего передающим, на мой взгляд, дух это комикса, тут и первые серьезные проблемы (где взять столько ботинок?) и пример формирующейся силы воли главного героя. 152 страницы, тираж 3000 экземпляров.