
Признаюсь, я всегда старался избегать произведений – будь то книги, фильмы или комиксы, — в которых фигурирует тема детской смерти. Неуютно как-то от этого, глубоко угнездившийся страх начинается шевелиться глубоко, царапая душу когтями. Поэтому я долго ходил вокруг да около графического романа Сирила Педрозы «Три тени», изданного «Манн, Иванов и Фербер», еще с тех пор, как появился его анонс. Наконец, наша регулярно откладываемая встреча все же состоялась… так пробудила ли она тот самый страх и неприятие, или же оказалось, что это книга о чем-то большем, что сильнее смерти?

Идиллия – вот с чего начинается эта история. Здоровяк Луи, его милейшая жена Лиза и их маленький сын Жоакин живут в собственном доме на лоне природы и в полной гармонии с ней (отчего некоторые сцены наполнены легким натурализмом). Тяжелый повседневный труд и счастье от осознания того, что они принадлежат друг другу, проводя все свободное время вместе – вот основа бытия этой семьи. Но однажды на холме возле их дома появляются три всадника, три тени, бесформенные, бесполые, безмолвные. Чего они хотят? Зачем с каждым днем приближаются все ближе? После череды нервирующих событий к Лизе приходит осознание страшного: тени пришли за Жоакином. Так, во всяком случае, объяснила ей старая гадалка, к которой женщина обратилась за советом. Но Луи не хочет верить в это. Поэтому родители разделяются, занимая абсолютно противоположные позиции: Лиза с горем принимает неизбежное и хочет пройти весь сложный путь до конца вместе со своими близкими, насладиться каждым отпущенным днем. Луи же, напротив, включает непреклонного бойца, он хватает сына и срывается в побег, делая все, чтобы между ними и тенями было как можно большее расстояние. Он верит, что от теней можно сбежать, если приложить все силы. Весь сотканный из аллегорий, роман «Три тени» уже на этой стадии ставит читателей перед нелегким вопросом: кто из родителей прав и как бы вы поступили на их месте, заняли бы сторону Лизы или Луи? Но Сириль не давит на читателей этим вопросом, он подводит к нему несложными путями с помощью мелодраматических приемов, бытовых сценок и моментов саспенса, за которыми вырастает стена необратимости, сквозь которую герои начинают ломиться изо всех сил.

План Луи таков – сесть на корабль, который плывет через море несколько дней. Или недель. Или даже месяцев. Неважно, главное, что тени их не смогут догнать, ведь Луи воспринимает этих «преследователей» как физические объекты, подчиненные правилам окружающего мира. Сам корабль, битком набитый пассажирами, тоже вплывает в сюжет мощной аллегорией на современное общество. В своем первом большом путешествии за пределы уютного семейного мирка Жоакин знакомиться с разными людьми: добрыми, злыми, заботливыми и эгоистами. А Луи понимает, что у каждого внезапно оказывается своя правда – даже у авантюриста, который везет на цепи другого человека, периодически сдавая его в аренду за удобную каюту и прочие блага. А тот, кого ты защищал, может тебя предать. И, конечно, на всем протяжении морского странствия над Луи и Жоакином продолжает довлеть чувство обреченности. Ведь корабль, будучи в общих чертах большой лодкой, во множестве мифов представал удобным транспортом для перемещения в загробный мир, получается, что герои медленно движутся туда по собственной воле, переживая мертвый штиль и опасные приключения на судне.

Одержимый идеей спасти сына, Луи доходит до безумства, когда запросто переступается черта «я готов на все», оставляющая позади все ограничения. Самый страшный момент истории – превращение любящего отца в берсерка, бессердечного (в буквальном смысле) монстра, который теперь уже не может любить свое чадо, он лишь движим маниакальным желанием защитить его. И оковы отцовых рук, ставшие для Жоакина вроде бы и безопасной, но смертельно тесной тюрьмой, выступают отличным воплощением того, как многие родители бояться отпускать своих детей на волю и превращают их в вечных узников своей опеки. Стоит ли сжигать любовь в горниле чудовищного гнева? Еще один вопрос, к которому вас аккуратно подводит автор. Финал истории (чуть отодвинутый в сторону короткой интерлюдией, рассказывающий, кто такие «тени» и как они поступают с другими людьми, взрослыми, не желающими встречи с ними и тоже пускающимися в недолгий побег) получился очень трогательным, личным и искренним, тут не включается на всю мощь «слезовыжималка» и никто не заламывает руки в эмоциях, просто грамотно преподносится необратимость и почти сказочная загадочность того, что ждет всех нас «после». И постулируется, пожалуй, главная мысль всего романа: человек на самом деле не умирает, пока его продолжают помнить и любить. Отдельно о рисунке: строго говоря, тут всего три тени. Педроза черно-белыми контурами порой условно обрисовывает персонажей и предметы вокруг них, ничего не помещая «вовнутрь» и не придавая объем, при этом не возникает ощущения пустоты, а гибкие, порой плывущие линии фигур наполняют кадры движением и заставляют вспомнить о том, что Сириль в девяностые работал аниматором на французской студии Диснея. В целом возникает ощущение, будто смотришь какой-то европейский авторский мультфильм, и даже если первые страницы удивляют необычной графикой, то потом к ней очень быстро привыкаешь. Ну и сама история, повторюсь, трогает за душу… я, напомню, избегаю произведений, где фигурируют «смерть» и «дети», но «Три тени» совсем не об этом. Это сказка о любви, о том, что принятие не всегда синоним предательства (как наверняка думают многие, оказавшись в подобной ситуации), а борьба до конца может стать токсичной и погубить последние ростки надежды. Да, смерть необратима, но жизнь тоже пока не думает останавливаться в своем извечном круговороте, и чем ближе тени, тем громче должен звучать смех и громче биться сердца. Графический роман издан в твердом переплете с выборочной лакировкой на обложке, здесь плотная белая бумага и отличное качество полиграфии, как всегда у «МИФ». Никаких бонусов нет. Хороший и душевный комикс, отлично рассказанный. Рекомендую.