Мнение: Бэтмен. Книга седьмая: Холодные дни (Вселенная DC Rebirth)

Зима в сердце. Так можно описать состояние Брюса Уэйна к началу «Холодных дней». После того, как любимая женщина не пришла на свадьбу, которая должна была стать одним из главных событий во Вселенной DC Comics на тот момент, Брюс впал в депрессию, отстранился от близких, начал задаваться разными вопросами по поводу своего «мышиного» альтер эго. Образно говоря, впустил в свою душу холод. И, как теперь считают многие, в том числе и комиссар Гордон, превратился в жестокого отморозка. В Готэме происходит серия убийств женщин, проведя исследования трупов и опровергнув выводы официальных экспертов, Бэтмен решает, что во всем виноват мистер Фриз, ловит его, избивает до полусмерти и выколачивает признательные показания, демонстрируя то, что принято называть «полицейским беспределом».

Но когда дело доходит до суда над Фризом, Брюс Уэйн неожиданно получает повестку, согласно которой его назначили одним из присяжных в данном судебном процессе. Очевидно, что сценарист серии Том Кинг посмотрел и высоко оценил классическую юридическую драму «Двенадцать разгневанных мужчин», сюжет которой без особых изменений использует в первых главах данного отрезка своего рана для того, чтобы во всех оттенках темного цвета отразить серьезнейший экзистенциальный кризис Уэйна, который здесь бросает вызов самому себе и через споры и диалоги с другими присяжными (тонко троллящими сидящего с ними за одним столом миллиардера, неравенство социальных групп описано с иронией) пытается оспорить действия Бэтмена и его выводы. С одной стороны, в выпусках «Холодных дней» отлично прописано то, что Брюс, сдерживающийся на публике и впадающий в агрессию без свидетелей, круша, как школьный хулиган, туалетные комнаты, все еще ставит на первое место справедливость и готов за нее бороться до конца, даже вступая в противоречие с самим собой, точнее, со своей второй половиной, которую и сам теперь воспринимает как нечто не очень адекватное. С другой стороны, Том в третьем выпуске неожиданно возвышает религиозную символику над всем остальным, а он, скажем так, не Зак Снайдер, чтобы оперировать такими «материями» в рамках Вселенной DC. Так что сама задумка с отсылками к киноклассике и ее подача весьма интересны, в финале сценарист чуть смазал.

В перерыве между двумя важными сюжетными линиями читателей поджидает неплохой ваншот «Хороший человек». Несколько снимая напряжение, Кинг и художник Мэтт Вагнер обращаются к стилистике сериала про Бэтмена шестидесятых годов, чтобы показать, как Бэтмен вытаскивал Дика Грейсона из черной депрессии в прошлом, и как пришло время выросшему Дику Грейсону вытаскивать своего наставника и отца сейчас. Комикс занятен тем, что авторы подкидывают дуэту героев самых идиотских (но все же опасных) противников, вроде чувака, гипнотизирующего то ли с помощью лоскутов, то ли разноцветных шариков. То ли вообще не гипнотизирующего. Постулат о существенном облегчении посттравматического синдрома с помощью футбола и чипсов прилагается. Все мы помним, что Кинг в прошлом агент ЦРУ, поэтому логично, что именно он вспомнил о таком антагонисте, как КГБист. Лысый русский амбал с железным крюком вместо одной руки пьет водку граненными стаканами и не пьянеет. Казалось бы, для названия этой части рана отлично подошло слово «Red» в сочетании хоть со словом «Жара», хоть с «Угрозой», но нет, несколько эпизодов объединены под названием «Бремя зверя». В первом из них Кинг показывает, как персонажи параллельно движутся друг к другу (и как можно бесконечно долго растягивать тайминг с помощью Найтвинга и его бесконечных шуточек) к роковой точке, в которой прогремит всего один выстрел, после которого по старой русской традиции эти же герои будут пытаться убить друг друга в занесенной снегом глуши. В «Бремя Зверя» отмечу классную раскадровку, задающую своей детальной неспешностью на самом деле очень напряженный темп истории, и хороший рисунок Тони С. Дэниела, а также необычные и неоднозначные моменты, когда неясно, кого пытают – Бэтмена или сам Бэтмен? Который, напомню, сильно изменился и вроде как отбросил свои принципы типа «не убей» и «не навреди». Да и КГБэшный Зверь оказывается не таким уж штампованным «русским злодеем». Особо доставляет «русская народная сказка», на фоне которой разворачивается финальная часть сюжета, тут Билл Уиллингхэм со своими «Сказками» курит в сторонке, если одному из героев комикса это реально читали в детстве перед сном, неудивительно, что он вырос с некоторыми «особенностями».

Наконец, мы подошли к «Хищной птице», абсолюту «нуарного романа» и готической мрачности, что отлично подчеркивает еще и реалистичный, темный рисунок Микеля Ханина. Начинается все с личной драмы Освальда Кобблпота, который внезапно оказывается любителем поэзии и иносказаний и готов все это обсудить с Альфредом, пока Брюс… избивает в мясо пациентов Аркхема, грозит полицейским, окончательно портит отношения со старым другом и пытает людей на крышах, устраивая им трансфер из клиники душевных расстройств в клинику неотложной помощи. А все потому, что Бэтмен догадался, кто подставил Фриза и вот-вот погрузит Готэм в очередной ужас и мрак, но кандидат на это столь неочевиден, что никто Темному Рыцарю не верит. Хочу заметить, что Кинг – хороший сценарист и, может быть, намного лучше своих коллег описывает всю психическую подноготную своих героев, но вот как автор детективных историй он не сильно блещет. Или я что-то пропустил, или прозрение «кто виноват?» сваливается на Бэтмена внезапно и ниоткуда. Расследование и улики? Не, лучше изобью еще пару-тройку людей. Но сами по себе эпизоды «Хищной птицы» выстроены умело (в основном за счет привычной Тому смешанной подаче событий, когда несколько временных линий и линий персонажей перекручены в плотный клубок, распутывая который, автор вместе с читателем синхронно подбираются к кульминации), они нервозны, мрачны, тут постоянно бьется нервный пульс в предчувствии чего-то необратимого. Финальные клиффхэнгеры прилагаются – один, правда, слишком очевидный, чтобы удивить, а вот второй прям неожиданный.  

Одной из моих претензий к Кингу в «досвадебный» период было излишнее размывание сюжета в стремлении устроить «главное событие» именно в пятидесятом, юбилейном выпуске рана, из-за чего было много филлеров и душевных переживаний героев. Теперь же Том несется вперед, навстречу чему-то, надеюсь, глобальному и даже эпохальному, не давая скучать, что есть хорошо. Посмотрим, к чему все придет, пока комикс интригует. В издании от «Азбуки», увидевшем свет в твердом переплете с рельефной лакировкой, 248 страниц, в разделе бонусов подобраны альтернативные обложки (в том числе абсолютно мрачные шедевры Франческо Маттины) и их наброски, эскизы персонажей и примечания. Тираж 3000 экземпляров.

www.azbooka.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s