
Истории про маленькие городки, в скучную обыденность которых вторгается что-то потустороннее, рассказы о людях, оказывающихся совсем не теми, кем кажутся на первый взгляд, а попытки их самих и окружающих разобраться в происходящем превращаются в лавину опасных тайн, сюжеты, образующие мощнейшие твисты и заставляющие нервно ждать продолжения в стремлении узнать «что там, черт возьми, происходит?» — все это стало огромной частью массовой культуры, превратившись в культовые сериалы, книги, фильмы, год за годом демонстрирующие неизбывный интерес к подобным темам. «Твин Пикс», «Lost» (ладно, там не было маленького городка, но сам остров вполне вписывается в категорию «замкнутых пространств»), «Очень странные дела», «Тьма»… имя им – Легион.
Точнее, Гидеон. Шутка так себе, но у меня есть другая, на сей раз про автора комикса, о котором пойдет речь: «Чехов развешивал по стенам ружья и ждал, когда они выстрелят, Джефф Лемир развешивает по стенам хоккейные клюшки и ждет, когда его герои пойдут играть в хоккей». Впрочем, хватит с шутками, дальше все будет серьезно, ведь история, которую Лемир (один из лучших авторов комиксов последних лет и очень посредственный художник) взялся здесь рассказывать, абсолютно серьезна. И абсолютно нереальна, верно?

Итак, есть такой городишко под названием Гидеон Фолз. Сюда прибывает новый священник Фред Уилфред. Я припоминаю других священников из историй Лемира (к примеру, из первых частей «Черного Молота»), и этот тоже далеко не однозначен: в его прошлом есть вещи – и речь не только о бутылке виски, какой же трагический герой без алкогольной зависимости, — которые он не хотел бы афишировать, но именно из-за них его и посылают в это богом забытое место. Пасторальную тишь и тоску которого нарушают необъяснимые вещи: появление бывшего священника, которого все считали мертвым, и труп, который местная шериф (или шерифша, или шерифиха, все еще трудно манипулировать гендерными терминами) не прочь «повесить» на Уилфреда. Скоро Фред узнает о существовании местного «тайного» общества (тут Лемир оттаптывается на стереотипах про конспирологов), его немногочисленные члены пытаются разузнать о том, что такое Черный Амбар, воспетая в местных легендах постройка, появление которой, как правило, на фоне кровавого заката, ничего хорошего не сулит. Черный Амбар, легендарное место, связанное с иррациональным злом, маленький городок… а, ну да, все верно, если вам показалось, что перед вами ремикс Лемира на «Твин Пикс», то вам не особо и показалось, только слово «вигвам» заменили на «амбар». Но не спешите с выводами, т.к. сюжет развивается в двух параллельных (но не факт, что не в разных временных) линиях. В другой линии есть некий Нортон, живущий затворником человек в маске на лице (вряд ли речь о пандемии коронавируса, но смотрится жизненно и актуально) и посещающий психиатра, причем необходимость этого не вызывает сомнения. Нортон собирает по помойкам мелкий строительный мусор – гвозди и прочий ржавый скраб – считая их деталями чего-то целого, того, что он должен собрать. Сумасшествие Нортона заставляет его устраивать в своей квартире ловушки, часто молится (без религиозных отсылок сейчас никуда, они тут начинаются с названия) и делать все для того, чтобы его лечащий психиатр, доктор Сю, все активнее настаивала на его госпитализации в заведение с мягкими белыми стенами. Здесь Лемир, помимо того, что отлично прописывает пучины безумия, тоже использует старый сюжетный ход – врач, изначально топивший исключительно за рациональные объяснения происходящего, сам пропитывается сумасшествием (как он считает) и начинает видеть то же, что и его пациент. А видит Сю все тот же Черный Амбар, который Нортон рисует красным цветом и должен, по собственному, абсолютно твердому убеждению, как это бывает у психов, снова отстроить из найденного мусора, чтобы спасти мир. И тут уже возникает в голове образ Роланда из «Темной Башни» Стивена Кинга, у которого были примерно те же цели, только еще глобальнее.

Вам может показаться, что я говорю об этом комиксе слишком иронично. Может и так, но это, скорее всего, защитная реакция от его мрачной, плотной атмосферы, которая затягивает и облепляет. На самом деле здесь, в первом томе, пока что все практически безупречно: персонажи хоть и стереотипны (священник-алкоголик, во главе полиции боевая дама, про которую коллеги наверняка могут сказать «хороший ты мужик, Клара!», сближающиеся в безумии врач и пациент), но прописаны хорошо, живо, загадка размером с амбар на месте, есть удачные элементы саспенса и хоррора, немного детектива и крепкий клиффхэнгер, забиваемым Лемиром в конце каждой главы. А теперь о главной составляющей крутизмы этого комикса – о рисунке Андреа Соррентино. Если вы читали «Зеленую стрелу» и «Старика Логана», над которыми Джефф и Андреа работали вместе, то вы понимаете, о чем речь. Она о невероятных планах, о безумных манипуляциях с пространством кадров, о множестве кадров внутри кадра, о «прицельных» кругах, концертирующих внимание читателя на основных деталях насыщенных разворотов. Об умело заданном ощущении движения внутри неподвижного двухмерного рисунка, в конце концов. Правда, в «Гидеон Фолз» Соррентино не спешит пускать «тяжелую артиллерию» сразу, пока сюжет в нужном темпе разворачивается от обыденности до иррациональных глубин, он рисует обычный мир с его привычными и скучными законами, лишь изредка ломая порядок, когда дает посмотреть читателям на реальность глазами сумасшедшего человека. Но когда приоткрываются двери в потустороннее, Андреа бросается конкретно ломать полосы комикса на сюрреалистическую мозаику. Я фанат таких вещей, но немного жаль, что в первом томе их еще маловато, так, раззадорить воображение. Но хочется немного побрюзжать: именитый Дэйв Стюарт раскрашивает все это как-то бледновато, отчего частичка драйва и притягательного безумия теряется, а лица иногда сливаются в болезненно-землянистые пятна. Впрочем, может это проблемы с типографией, оригинала я не видел. Обложки выпусков сами по себе тянут на произведения искусства и просятся в рамку и на стену.

Итог: отличный комикс от ударного авторского тандема, который все уже давно всем доказал. А теперь взялся за востребованную в век «глючных» сериалов (на который сам «Гидеон Фолз» больше всего похож, тут каждая страница вопит «Netflix, ау, экранизируй меня»!) историю про очередную персонификацию глобального зла и о людях, столкнувшихся с ним. Стильно и интригующе. Маленький минус: все вместе и по отдельности лично я уже много раз где-то когда-то видел. Но, надеюсь, дальше все пойдет по новой тропе и хоккейные клюшки Лемира порадуют целой канонадой внезапных залпов. В России первый том вышел под День Всех Святых, издание от «Комильфо» в формате тпб с шитым блоком. Есть небольшая галерея альтернативных обложек (в мелком размере). Первые шесть выпусков, 160 страниц, тираж 3000.