Мнение: Shi. В начале была ярость…

Очередная попытка российского книжного гиганта «Эксмо» пройтись по минному полю, в которое в наших краях давно уже превратились попытки издания европейских комиксов – сложно понять, будут ли они продаваться или нет, какие тайтлы выстрелят, а какие с трудом найдут своего читателя, который, как показала практика дропнутых серий, не всегда готов приобретать даже заслуженную классику жанра. Поэтому в дело идет агрессивный маркетинг, обещающий, что новинка издательства, первый том комикса «Shi» это «феноменально изобретательный, жесткий, провокационный графический роман», «натуралистичная эротическая костюмная сага».

Забегая вперед, отмечу, что ничего особо провокационно-эротического здесь нет: откровенная обнаженка имеется, но в наше время читателей, имеющих доступ к работам Мило Манары или Оливье Ледруа, совместными помывками барышень в бадье или ритуалами инициации в лондонских борделях особо не удивишь. По нашим временам, когда сюжеты про сильных, героических женщин, вступающих в противостояние с патриархально-замшелым миром мужчин, становятся массовыми, провокационным комикс тоже назвать сложно. Но это по нашим временам, а для эпохи, когда разворачивается действие, авторы «Shi», сценарист Зидру и художник Хосе Омс, конечно, откровенно жестят, показывая боевой феминизм еще до появления первых суфражисток. Но давайте обо всем по порядку. Хотя именно это сделать довольно сложно, ведь комикс про середину девятнадцатого века начинается с событий нашего времени. Крупный оружейный магнат Лайнел Баррингтон выигрывает шумный судебный процесс, на котором признается невиновным в том, что на «умной» мине, произведенной его компанией, подорвался невинный человек. Что ж, авторы сразу начинают со сложных морально-этических тем, а заодно выставляют финансовую элиту в невыгодном свете, показывая ее представителей лицемерами, и поверьте, это только начало. Затем с близким сэра Баррингтона происходит инцидент, аналогичный вышеописанному, после чего нас забрасывают… нет, не к началу истории, а куда-то в ее середину, или даже дальше. Две девушки спасаются от погони, за ними по пятам следуют настоящие злодеи, облеченные властью, законченные мерзавцы, что готовы спалить целый дом с беднотой, чтобы добраться до своих жертв. На всякий случай, мужчины здесь почти все такие. После чего нам показывают уже начало (наверное) истории, перенося в 1851-й год, в Лондон, в майские дни открытия Первой Всемирной Выставки. Попасть на которую имеют право только представители высшего сословия, дворянство, воинская элита и высшие чины. Среди этих господ мы видим богатое семейство полковника Уинтерфилда, и здесь выделяется его дочь, зеленоглазая блондинка-красавица Дженнифер. Первые же кадры с ее появлением дают понять, что она категорически-неординарная барышня для своего времени: увлекается фотографией (до этого среди ее увлечений была живопись, в том числе и в стиле ню), обсуждает с мужчинами права женщин и остро реагирует на злобу и социальное расслоение общества. Дело в том, что высший свет Британии показан толпой самовлюбленных лицемеров, снобов, шовинистов и националистов, которые одновременно поют дифирамбы королеве, верят в бога, славят колониальную политику и технический прогресс и готовы вытирать ноги о бедняков, с отвращением реагируя на сам факт их существования. Можно заметить, что комикс то французский, а у «лягушатников» к британцам давняя неприязнь, которая может проявляться и таким образом. Короче, всем понятно, что перед нами зажравшиеся уроды, которые дальше по ходу действия будут уже больше вызывать неприязнь своей чопорностью и «правильностью», за которыми скрываются, как и положено, темные привычки и неприятные тайны. А еще, согласно повестке времени, в их общество затесался священник, конечно же, склонный к странным перверсиям, которые Дженнифер нехотя удовлетворяет, благо ей это ничего не стоит, кроме разве что новых панталон, но она может себе это позволить.

Завязка сюжета происходит тогда, когда на выставке Дженнифер замечает молчаливую японку, сжимающую в руках мертвого младенца. Разгорается скандал, Дженнифер требует похоронить ребенка по-человечески (но тупые мужики себе на беду делают все через одно место), после чего главную героиню ждет познавательный и опасный трип по самым темным уголкам британской столицы: пока ее родные ведут салонные беседы, моют кости знакомым и пускаются во все тяжкие в рамках обязательного для подобного рода историй «тайного общества», девушка в поисках Китамакуры (так зовут японку) отправляется в сумасшедший дом для бедноты, тайком пробирается на Всемирную Выставку, нарушает законы и устраивает разборки с полицией, попутно обнажая для читателей не только тело, но и пороки общества, умело маскирующего гнойники болезни за показным благочестием. Почему ее так зацепила японка? Девушек связывает объединившее их горе (ставшее не просто камешком, а целым валуном, наносящим удар по репутации Дженнифер в высшем свете), оно сплачивает их союз, равно как и желание социальной справедливости и стремление наказать «мужланов» за издевательства и высокомерное отношение к женщинам как к существам милым, но тупым. Лично я не вижу ничего плохого в том, чтобы создавались произведения про независимых героинь, главное, чтобы это было не чрезмерно навязчиво. В «Shi» это, конечно, навязчиво. Но не чрезмерно.

Уже с одного взгляда на обложку стиль рисунка показался мне очень знакомым. И точно, в России издавался другой комикс Хосе Омса, французская графическая адаптация знаменитого детектива «Девушка с татуировкой дракона». И тема татуированных девушек, как оказалось, художнику очень близка. Рисует Омс отлично, реалистично, со множеством придающих графике наполнение и динамику деталей, атмосфера Лондона тех лет передана отменно: роскошь аристократии сталкивается лоб в лоб с темными и смрадными трущобами, идеальным местом для того, чтобы по ним бродили безумцы вроде Джека Потрошителя. Попадаются в кадрах и занятные свидетельства эпохи, например, первое издание романа Эмили Бронте «Грозовой перевал», изначально выпущенного под псевдонимом «Эллис Белл». Эротика, как сказано выше, присутствует, все подано достаточно красиво, в основном это чисто фансервис, не влияющий на сюжет. Поддерживая интригу темой временных пересечений прошлого и настоящего, авторы «спойлерно» вываливают на читателей свой замысел и рассказывают, что же будет дальше и к чему это приведет. Если коротко – девочки будут рулить и в девятнадцатом веке, и британская империя надолго запомнит их смертельный дуэт, вставший на путь мести. По крайней мере, нам это обещают в продолжении, в оригинале серия не закончена и пока существует в четырех томах. «Эксмо» издало первый том в оригинальном альбомном формате BD и вроде все хорошо, но, как и раньше, спецы издательства не в курсе, как правильно располагать слова в «пузырях» (в данном случае в «прямоугольниках»), отчего те откровенно залезают на и за границы, старая, неисправленная проблема. В разделе бонусов можно найти многочисленные эскизы обложек. 64 страницы, тираж 2000 экземпляров.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s