Мнение: Чудо-Женщина. Гикетейя

Чудо-Женщина Диана к началу данной истории живет в Нью-Йорке в качестве посла Фемискиры, совмещая более близкие ее сердцу дипломатические обязанности (выступления в ООН и ужины с представителями общественных организаций разной степени полезности) и героические подвиги в составе Лиги Справедливости с навязанным жадным до зрелищ обществом статусом «поп-звезды», окруженной зеваками и поклонниками. И в какой-то момент, о котором и поведает вам замечательный автор Грег Рака, жизнь принцессы Фемискирской будут омрачать две вещи: древний обряд-закон под названием Гикетейя и патриархат.

Насчет первого – забив в поисковик этот термин, вы наткнетесь на множество информации о данном комиксе, но о самом обряде лично я ничего не нашел (максимум, что удалось увидеть, это многочисленные ссылки на ритуалы в честь богини Гекаты, но здесь сработало созвучие названия обряда и имени божества), из чего могу сделать вывод, что он был придуман в рамках этой истории (если не так – прощу простить и просветить) как удобная предпосылка для рождения сюжета, в котором древнее и, казалось бы, оставшееся в прошлом правило неукротимо врывается в жизни наших современников, вынужденных ему беспрекословно подчинятся. Так что же это за правило? По легенде, любой нуждающийся в защите человек мог путем нехитрого действа, завязанного на унизительном, но спасающем жизнь валянии в ногах, попросить покровительства и защиты у наделенного властью человека и тот не мог отказать без веских причин; более того, принявший на себя роль защитника должен был устроить просящего в своем доме со всеми почестями, обеспечить всем необходимым, в том числе и безопасностью. О непререкаемом правиле Гикетейи Диане приходится вспомнить, когда на пороге ее дома-посольства оказывается некая Даниэлла Уэллис, которая падает на колени, произносит ритуальные слова и оказывается, таким образом, под покровительством Чудо-Женщины. И у Ди тут же начинаются проблемы: по следам Даниэллы из Готэм-Сити мчит Бэтмен (в начальной сцене комикса мы видим, что у него на это есть убедительные причины), а за неукоснительным соблюдением Гикетейи наблюдают три мифические фурии, готовые применить к нарушителям суровые кары в виде сдирания кожи, не взирая, простой ли смертный перед ними или потомок богов. Фурии, они же эринии, вызывают реальную дрожь, заимствуя для убийственного сочетания красоты и порочности, мигом перерождающихся в устрашающее уродство, образы невест Дракулы, какими их привык показывать Голливуд.

В основе «Гикетейи» как сюжета лежит Выбор, причем фактически при полном отсутствии оного. Диана должна выбрать, кому она больше верит, случайной девушке, которая не от хорошей жизни попросила защитить ее, или своему другу, которого она знает, как непримиримого борца с преступностью, но которому именно в данный момент она вынуждена отказать в его претензиях на Даниэллу. И, нет, это пока еще просто выбор, с маленькой буквы, он же верхний, событийный пласт истории. Основной Выбор – это метания главной героини между тем самым патриархатом и идеями феминизма и сестринства, к воплощению которых Ди стремится, но не может изменить этот мир в одночасье, потому что, собственно, патриархат, злой и закостенелый, со своими правилами. В этом подходе к персонажу как к иконе феминизма нет ничего странного, и, в то же время, навязчивого, Рака наверняка в курсе, что именно в этой роли женского и стремящегося к справедливости архетипа Диана и появилась на свет благодаря изобретателю полиграфа и любителю нетрадиционных отношений с двумя дамами Уильяму Марстону, так что Грег просто освежает этот образ, вписывая в современные реалии, которые все еще таят множество опасностей для женщин, что хорошо заметно на печальном примере одной героини данного комикса. Ну что сказать, мужикам достается от Грега по-полной: в лучших традициях выдуманных и реальных (достаточно вспомнить о Черной Орхидее) нуарных легенд он фактически демонизирует порно-бизнес (да-да, в комиксах о супергероях теперь можно почитать и об этом), где всем правят мерзкие мужланы и барыги, для них женщины это куски мяса, которые можно использовать и выбрасывать, накачанных наркотиками, на самое дно социума. И тут уж не до криков активисток свободной любви, выдвигающих лозунги «Мое тело – мое дело!», тут все очень печально. И если перенести описанное на реалии, например, российских девяностых, то очень реалистично. Проблема существует, и Рака ее хорошо, хоть и несколько гипертрофированно раскрыл. Полицейские тоже выставлены тупыми и ленивыми сексистами. Да чего уж, даже Бэтмен со своей упертой зацикленностью на поимке «однозначного» преступника выглядит, скажем так, не тем Великим Детективом, каким он был раньше, нынче он прет вперед без попыток расследовать предпосылки и понять истоки преступления. Неудивительно, что он в итоге попадает под пяту своей божественной подруги, и если обложка этого комикса не станет в итоге одним из важнейших образов феминизма, то я уж и не знаю, что им еще нужно. А что же Диана? Она мечется между тем, что не может преступить (и это болезненный, но неотвратимый пережиток ее личного прошлого, патриархального, когда все правила создавали «под себя» бородатые и грозные боги-мужчины), чувством справедливости и типично женским, существующим на уровне инстинкта желанием защитить. И нет, Чудо-Женщина в этот раз (спойлер!) не сотворит Чуда, но она сможет обозначить проблему, привлечь к ней внимание и заставить о ней размышлять. Благодаря этому она неожиданно становится намного более современной и актуальной супергероиней, чем многие ее именитые коллеги, часто обходящие «злободневные» темы.

Художником комикса выступил Дж. Г. Джонс при участии контуровщика Уэйда фон Гробаджера («Новая волна: агенты ГНЕВа») и колориста Дэйва Стюарта («Б.Р.П.Д»). Рисунок детальный, реалистичный, пропитан атмосферой Нью-Йорка как города, где между горящих огнями небоскребов часто проскакивает осенний сквознячок безысходности. Не могу сказать, что Диана здесь изображена красавицей, ее внешность тут вообще крайне условна от кадра от кадра, хотя при всем посыле комикса Джонс не отказывается от привычной и неплохо продающейся сексуализации ее образа. Но гораздо круче Диана выглядит на роскошных обложках, собранных в конце книги, здесь стиль рисунка Джонса вплотную приближается к гиперреализму Алекса Росса. «Гикетейя» — комикс знаменитый и знаковый, так что издание на русском получилось подобающим этому статусу. Как это часто бывает с «культовыми» вещами, «Азбука» подготовила два варианта, делюксовый и сингл. Делюкс вышел в фирменном черном переплете «под кожу» и с тиснением, в цветном супере. Помимо галереи обложек, есть обязательные примечания, биографии всех создателей и немного эскизов главной героини. Издание из серии «обязательное украшение вашей книжной полки». 128 страниц, тираж 2000 экземпляров.

www.azbooka.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s