Мнение: Тор. Викинги (Marvel MAX)

1 (5)

Суровые северные мужики, именуемые викингами, позаботились о том, чтобы создать себе репутацию, которая и теперь, спустя более чем тысячелетие, способна внушать ужас с определенной долей уважения. Для этого в ход шли разные безбашенные и отмороженные штуки: открытие Нового Света («где треклятые законы не защищают права черни, где муж может грабить сколько ему вздумается»), пиратство и грабежи, крышевание территорий и полные адреналинового угара будни наёмников, в особых случаях подкрепленные психоделической силой мухоморных настоек. Все это часто дополнялось чрезмерной (но не являвшейся чем-то исключительным для той эпохи) жестокостью, при всей своей омерзительности не лишенной садистской изобретательности – только человек с богатым воображением и креативным подходом мог придумать выпускать внутренности ещё живой жертвы, прибивать их к столбу и заставлять умирающую жертву наматывать (или разматывать, тут версии и способы разнятся) вокруг столба круги. Или, к примеру, вырывать у человека ребра и легкие, устраивая биоинсталляцию, изображающую крылья орла. Короче, серьёзные были ребята, не то, что нынешнее племя… а, кстати, как бы они вписались в настоящее время, да ещё если бы были усилены могущественным заклинанием? Об этом однажды решил поразмыслить Гарт Эннис («Hellblazer», «Пацаны», «Про»), для которого викинги со своей репутацией – идеальные кандидаты для того, чтобы в очередном комиксе устроить жестокую и кровавую мясорубку.

2 (5)

В 1003-м году «бригада» викингов под командованием Харальда Йекельссона вырезала подчистую обитателей одного поселения за то, что они посмели пожаловаться королю. Вдоволь умыв мечи кровавой данью, северяне решают держать путь к Новому Свету, но в след их драккару от последнего выжившего летит неумелое (как выясняется позже), но эффективное проклятие. И вот викинги превращаются в зомби, скитаются по морям ровно тысячу лет, после чего высаживаются на Манхэттене в 2003-м году. Где тут же начинают вести себя согласно репутации, заваливая улицы разрубленными трупами и отрубленными конечностями. Ситуация сложная, но вроде как поправимая, даже в случае с агрессивными зомби всегда хватало пары-тройки супергероев, чтобы все разрулить и вообще ограничиться форматом one-shot, верно? В Манхэттене оказывается Бог Грома Тор, он сыплет молниями, размахивает молотом и обещает разобраться со своими древними «почитателями». И терпит позорное (для всемогущего бога) фиаско. Почему? Тут хочется сказать «Да Бог его знает!». Комикс «Тор. Викинги», вышедший в MAXовской линейке Marvel, нарисовал Гленн Фабри, который вместе с Эннисом создал скандально-культового «Проповедника» и здесь всё делает для того, чтобы читатель осознал простую истину: в этой истории на первом месте именно рисунок и антураж, а вот сюжет и его логические обоснования сценаристу интересны постольку-поскольку. Фабри круто перекладывает на бумагу все брутальные фантазии Гарта: отвратные физиономии полуразложившихся викингов, летающий над городом драккар, дракон на носу которого натурально выдыхает струю огня, и просто горы трупов простых американцев, погибших страшно и болезненно. Комикс – эпицентр ультранасилия, читать во время еды его не рекомендуется, впечатлительным особам он тоже противопоказан. Собственно, ради этого ультранасилия всё и замешано, и всё, что придумал Эннис, нужно для его поддержания. Сюжет построен вокруг заклинания, сделавшего викингов не только бессмертными, но и сверхсильными. При этом в самом заклинании звучит фраза «…вам никогда не достичь берега!», но именно это в итоге и происходит. Косяк в магических словах? Доктор Стрэндж, являющийся одним из главных героев комикса, склонен считать так; он вообще довольно самодовольный тип, надменно взирающий на работу своих коллег и всячески их унижающий. И сначала у него нет своего заклинания, чтобы остановить орду захватчиков, но зато есть идея: нужно в потоке времени найти потомков того, кто наложил проклятие, вызвать их в наше время и выставить против викингов, тогда рунная магия и сила крови всё порешают. Честно говоря, объяснение, почему этот план должен сработать, звучит так: «Патамушта». Вот просто так надо и всё. Почему сначала Тор проигрывает, а потом, объединившись с людьми, которые даже не его родственники, обретает сверхсилу? Почему толпа супергероев, все эти Мстители, огребают по-полной от шайки зомбарей, численный состав которых нетрудно подсчитать на одном из эпичных разворотов комикса, удивившись, как это примерно 35-40 воинов смогли за пару дней накидать целую гору отрубленных голов, отбить атаки спецназа и фактически завоевать целый мегаполис? Неважно, главное – обеспечить максимальный уровень брутальности. Зато благодаря плану Стрэнджа («мужеложца-колдуна») в нашем времени оказывается могучая скандинавская воительница, которой в её реальности не давали быть наравне с мужчинами (таким образом, Эннис выполняет норматив по эмансипации и феминизму), тевтонский рыцарь, фанатично защищающий христианскую веру (и демонстрирующий, что в средние века тоже был свой Железный Человек, куда эффективнее Тони Старка) и асс Люфтваффе, перенёсшийся для удобного сюжетного твиста прямо со своим истребителем. И никого из этих персонажей Эннис (явно в силу небольшого объема, ведь комикс выходил всего в пяти выпусках) не раскрыл и не дожал. Мне было бы очень интересно посмотреть, как рыцарь-фанатик соглашается сотрудничать с Языческим богом и Колдуном (в его средневековом сознании оба, фактически, пособники Сатаны), ломая своё мировоззрение, но этого нам не покажут, просто примите как данное. Лётчик вообще мог оказаться тем маркером, выявляющих истеричных крикунов («Да вы что, на стороне добра выступает нацист? Почему не сделали его нашим бравым, американским парнем, вы что, за фашистов топите???»), но Гарт его слишком быстро сливает, одной тирадой выставляя «хорошим немцем», уставшим выполнять приказы тирана и желающим победы армии союзников. А жаль, такой конфликт напрашивался, к тому же не стоит забывать, сколь велико было влияние скандинавской языческой символики в Гитлеровской Германии, истинный ариец ещё бы решал, на чьей стороне ему сражаться. А так персонаж отличный, способный в одиночку сделать то, на что оказались неспособно все хелликэрриеры «Щ.И.Т.а».

3 (4)

Как образец брутального трэша, с километрами кишок, тянущимися напрямую из фэнтезийных слэшеров категории «B», над которыми стало хорошим тоном стебаться с ностальгией во всяческих «Кунг Фьюри», этот «Тор», безусловно хорош, но при этом сложно воспринимать его как нечто большее. И только не ломайте голову над сюжетом, он условен, да и по традициям b-movie ему фактически положено быть бредовым. Глаз радует стильная картинка и отличная работа колориста Пола Маунтса, кровавые всполохи пожарищ, играющие на лицах персонажей, получаются у него особенно выразительно. С «Викингами» издательство «Комильфо» в эпоху пандемии решило поэкспериментировать и выпустило комикс в двух форматах – в твёрдом переплёте и в тпб, оба вариант лишены каких бы то ни было дополнительных материалов. 120 страниц, тираж 4000 экземпляров.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s