Мнение: Призрак в доспехах

VPjjNbOofdM

«Боже, да он просто огромный!». Вот первая мысль, приходящая в голову при виде «Призрака в доспехах». Действительно, если брать выпущенную на русском мангу в хардах, то у творения Сиро Масамунэ нет конкурентов (если мне не изменяет память, обычная, человеческая, а не прокачанная кибертехнологиями, как у героев этой истории). После, конечно, мысли накатывают уже разные — но сначала с заметным преимуществом лидирует всё же «Дождались!» — , вспоминается в порядке возрастания важности недавняя спорная попытка сделать голливудский блокбастер, анимационный сериал «Stand Alone Complex», безумно красивый, но запутанный в плане внутренней философии «Innocence» и ставшая культовой экранизация Мамору Осии «Призрак в доспехах» 1995-го года, а также многочисленные заверения о влиянии этой самой экранизации на мировую фантастику с очевидными оммажами в самой «Матрице». В истоках же всего вышеперечисленного находится высокотехнологический мир не столь далёкого будущего, в котором есть майор Мотоко Кусанаги и её коллеги (и футикомы, конечно же) из Девятого Отдела Службы Общественной Безопасности Японии, не всегда и не во всем похожие на свои экранные воплощения. Сразу скажу, после прочтения манги я так и не смог сделать однозначный выбор между извечным противостоянием «А книга лучше!»/«Кино лучше!». Пусть статистика и утверждает, что чаще побеждает первый вариант, всё-таки между работой Масамунэ и аниме Осии хватает различий, притом, что и объединяющих их идей и даже целиком повторяющихся сцен тоже хоть отбавляй. А вот анимационной медитативности в манге категорически нет.

GYLhRYf-niI

Если верить автору, через девять лет, несмотря на Четвёртую Мировую Войну, технологии достигнут уровня существования Искусственного Интеллекта (правда, Сиро неоднократно подчеркивает, что у этого термина масса интерпретаций и сфер использования). Повсеместно будут роботы, мало отличимые от людей, и, учитывая их дороговизну, вкалывать они будут отнюдь не в шахтах, а, например, в секс-индустрии, ублажая богачей, а заодно выступая в качестве их охраны. Человеческую плоть будет возможно заменять искусственной, а сознание людей можно будет копировать, взламывать и переносить. Короче, наступит полный киберпанк, напророченный гуру стиля Уильямом Гибсоном и Брюсом Стерлингом. У Масамунэ всё выполнено по их заветам: миром правят транснациональные корпорации, Япония превратилась (кто бы сомневался) в империю технологий, главный ресурс на планете – информация, киберхакеры то ли главные Робин Гуды эпохи, то ли воплощение терроризма и анархии. В общем, всё к этому и идёт, единственное, что Сиро не просчитал, так это падение СССР, у него в 2029-м году ещё (хотя, может быть, и опять, кто знает) есть Советы, они также тоталитарны, их эмиссары обвешаны красными звёздами и обращаются ко всем «товарищ». А, ещё при их появлении идёт снег, это также очевидно, как и то, что даже в описанном будущем не утихнет ближневосточный конфликт и не прекратятся споры вокруг Курильских островов, внося свои коррективы в сюжет.

Так вот, для борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий был создан Отряд Особого Назначения в рамках Девятого Отдела. Формально им руководит директор Арамаки, но когда дело доходит до «полевых работ», планирование операций, командование и основное действие берёт на себя женщина-киборг Мотоко Кусанаги, по прозвищу и званию Майор. И вот с первых же страниц манги понимаешь, что эта «немного» не та Майор, показанная в «Призраке» Осии. Та Мотоко – сдержанная, отстранённая, образец андроида с человеческой душой, пытающегося осмыслить свое существование и место в мире. В манге же Мотоко воплощает образ «бой-девушки», она эмоциональная, несдержанная, прямолинейная и склонна к выходкам, порой идущими вразрез с приказами. С субординацией у неё проблемы, Арамаки она за глаза долгое время называет не иначе как «обезьян», но тут особо не поспоришь, Масамунэ его так и рисует. Он вообще чиновников рисует в виде заплывших жиром, мерзких туш, что как бы намекает на его отношение к этим господам. Мотоко может наорать, показать язык и даже средний палец. Как бы крамольно не звучало в отношении «культовой героини», Кусанаги всю первую половину книги больше похожа на Лину Инверс из «Рубак», да и рисует мангака примерно в таком же стиле. Но постепенно работа над образом продвигается и Майор становится более серьезной, приближенной к каноничному образу. Но не до конца. Может быть, кого-то такой авторский взгляд на любимого персонажа способен даже оттолкнуть или как минимум вызвать неодобрение, но тут только можно пожать плечами и пропеть «А помнишь, как всё начиналось».

fkEJQ0JmLQ0

Начиналось всё, собственно, с создания по инициативе Мотоко Отряда. У членов которого есть и карт бланш на убийство, из-за чего иногда Масамуне охотно вырисовывает разлетающиеся в кровавые брызги тела «объектов устранения». А ещё у оперативников в наличии оптический камуфляж, позволяющий при определённых условиях быть невидимым, и боевые мобильные танки-футикомы, верные помощники, которых главная героиня регулярно «троллит», проверяя вероятность того, что однажды они взбунтуются и начнут убивать людей, осознав себя живыми существами. Затем Сиро подкидывает героям кучу заданий: казалось бы, выдерживая правило «одно расследование на одну главу», но постепенно сюжетные взаимосвязи приводят мангу к идеям и событиям, нашедшим отражение в аниме Осии, вырастая в метасюжет, объединяющий всё сразу – киберпанк, философию, религию, теорию эволюции и прочие фундаментальные вопросы. В тоталитарной секте копируют разум похищенных детей, политики заключают теневые сделки по использованию ресурсов стран третьего мира, кто-то проникает в сознание девушки-переводчицы, роботы-красавицы выходят из строя и нападают на своих хозяев, преступники во власти ищут выгоду, наплевав на закон, устраиваются теракты, которыми можно замаскировать нечто более глобальное, постоянно случаются политические разборки между разными отделами министерства… всё это у Масамунэ обильно приправлено напряженным экшеном с погонями, перестрелками, взрывами и прочими горячими атрибутами боевика, дополненного демонстрацией обычных будней членов Девятого отдела, которые не прочь после работы попить пивка, побыть с семьями и иногда в виде карикатурного рисунка попросить у начальства повышения зарплаты. Но ближе к концу на первый план выходит сюжетная линия с мегахакером Кукольником, оказывающимся новым звеном эволюции, зародившимся в мире нулей и единичек разумом. Именно линия Кукольника превращает «Призрака в доспехах» в настоящий манифест киберпанка, делая его одной из главнейших историй в жанре да и в фантастике в целом. Сейчас эти идеи стали расхожими, их обсуждают, по ним пишут диссертации и прогнозируют скорейшее воплощение в жизнь, но для конца восьмидесятых это было практически «революцией сознания». Можно заметить мимоходом, что сам жанр «киберпанк» изначально относился к «быстро устаревающим», не успевают авторы что-то придумать, как учёные тут же изобретают что-то еще более фантастически-крутое. Например, во времена Масамунэ не было понятия «нанороботы», их аналоги назывались микромеханизмами, что сейчас выглядит несколько архаично. Как и пространство большого города, окружающее героев – по сути, они действуют в обычном современном мегаполисе, обходящимся даже без неона «Бегущего по лезвию» и без всяких летающих девайсов, зато испытывающим те же проблемы с мусором и пробками. В визуальном плане урбанистика «Призрака» однозначно проигрывает детально проработанной архитектуре «Акиры» или тому же «Blame!», мангака и сам извиняется за спешность и некоторую условность рисунка. Он вообще большой любитель поболтать, косвенно это стало причиной того, что манга готовилась к выходу в России так долго. Здесь огромное количество авторских примечаний, они плотно заполняют промежутки между кадров (они же гаттеры) и несут в себе информацию разной степени важности: иногда автор просто хочет пояснить реакцию героев, порой выступает в роли капитана Очевидность, потом подробно рассказывает о только что упомянутой или показанной технологии, затем он может уйти в дебри научных теорий, поведать о теологических источниках своих идей или просто пообщаться с гипотетическими читателями на отвлечённые темы, посоветовав при этом почитать какую-нибудь научную книгу по обсуждаемой теме. Под конец он вообще выходит на уровень макрокосмоса и выдает собственное, головоломное объяснение происхождения и эволюции Вселенной, смешивая в лучших традициях new age науку, теологию и мистику. Пожалуй, единственное, что он не может однозначно объяснить в этом потоке информации – что же такое пресловутый Призрак? По всему получается, что это душа, сознание и интуиция человека, то, что и отличает его от умных машин, хотя в эпоху сетевых коммуникаций процедуры проникновения, подключения и копирования делают эти выводы совсем иллюзорными и не всегда соответствующими правде. Эта невероятная заполненность пространства пояснениями послужила причиной того, что перевод всех «звуков действия» в кадрах пришлось перенести в самый конец книги, где и можно увидеть на пяти страницах зашкаливающее количество «Шшух», «Скрип», «Бам» и т.д. Выглядит это лёгким сюром.

X3mMV3MB_4Y

Ещё в «Призраке» большое количество цветных страниц, как правило, в начале каждой главы их около восьми-десяти. А иногда чёрно-белые страницы могут внезапно переходить в цветные. Надо заметить, это убедительный пример того, что в цвете рисунок манги выглядит лучше, уходя в ч/б, он определённо теряет часть объёма и некое винтажное очарование. Может быть, поэтому мангака стремился перенести в раскрашенное начало историй всё самое важное. Например, в японском издании была откровенная эротическая сцена с участием Мотоко и двух девушек, отличающихся, кхм, вольными взглядами на отношения (которые позднее сама Майор позже пытается построить с мужчиной). Но в этом издании, как и в американском, её нет, сам Сиро однажды решил, что она только отвлекает от сюжета, являясь чисто фансервисом, поэтому запретил её публиковать в последующих изданиях манги. С трудом, но пережить эту потерю можно. Во всём остальном издание фактически безупречное. Формат 170х240мм, твёрдый переплёт, цветной супер с выборочной лакировкой, вступительное слово и послесловие автора на форзацах, отличные бумага и полиграфия. 352 страницы, тираж 20 000 экземпляров, книги отпечатаны в Латвии.

www.azbooka.ru

Мнение: Призрак в доспехах: 2 комментария

  1. Вот за вырезанную сцену обидно, может для сюжета и не нужна, но мир дополняет. И несколько лицемерием попахивает, ибо Масамуне последние двадцать лет в основном выпускает хентайные работы…

    Нравится

    • Она не то, чтобы мир дополняет, но из-за ее отсутствия трудно понять реакцию Бато, который был в это время подключен к Мотоко.

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s