Есть подозрение, что данная серия Брайна Аззарелло и Ли Бермехо останется в памяти потомков не благодаря сюжету или рисунку, а исключительно из-за одной выдающейся детали. Тут сработала схема, облечённая в поэтическую форму одним из куртуазных маньеристов, выведшим всеобщую формулу успеха: «…потом заметил – скажешь …, и сразу в зале оживленье». Оживление действительно было неслабое, когда тысячи фанатов подорвались на бомбе с надписью «Провокация!» и принялись обсуждать размер и сам факт наличия, пока DC в спешном порядке и с хитрой усмешкой закрашивало объект обсуждений, словно не догадываясь, что в эпоху Интернета «это» так или иначе увидят все желающие. Тем не менее, в делюксовом издании от «Азбуки» самого «предмета» закономерно нет, но это не повод горевать (как уже сказано выше, желающие сами знают, где им искать вожделенное), история от этого хуже не стала. Она и проще и понятнее от этого не стала, и именно об этом, в конце концов, и стоит поговорить.
Комикс «Бэтмен Проклятый» можно рассматривать как прямое продолжение «Джокера», более ранней совместной работы Брайана и Ли. Там финал застиг Бэтмена и Джокера на мосту в разгаре их самой «распоследней» схватки, когда в живых должен был остаться или один, или никто. Этот мост ещё тогда можно было принять за аллюзию на Райхенбахский водопад, а Бэтмена (известного многим как Величайший детектив, что только дополняет сходство) и его антагониста считать «двойниками» культовых персонажей Конан-Дойля. Происходит в финале этой схватки примерно тоже, что и у классика: Бэтмен с трудом выживает, он в дезориентированном состоянии и в беспамятстве бродит по Готэму, а СМИ рапортуют о смерти Джокера. Казалось бы, это лучшая городская новость за долгое время, самый повод запустить в небо сотни шариков со смайликом и вздохнуть спокойно. Но нет, Тёмный Рыцарь должен выяснить, кто убил Джокера и что вообще произошло. И почему вокруг всё такое странное, мелькают освежёванные духи, серые женские фигуры, от которых веет седой вечностью и несдерживаемой угрозой, и почему воспоминания прошлого так важны именно сейчас? Бэтмен, израненный и явно пребывающий не в себе, словно бы перескакивает из одной литературной легенды в другую, оказываясь в локальной, сильно подсокращенной, но всё же в «Божественной комедии» нуарного, готэмского образца: иными словами он спускается в ад и обзаводится сопровождающим. Самым очевидным Вергилием, если брать персонажей DC Comics – Джоном Константином, говорящим загадками, беспрерывно курящим и умудряющимся выбесить кого угодно, даже старого приятеля по прозвищу Болотная Тварь буквально за пару минут.
Не лишним будет вспомнить и сольный бэт-комикс Ли Бермехо «Ноэль»: в этом переложении диккенсоновской истории Тёмный Рыцарь тоже очевидно болен и пребывает подчас в галлюциногенном плену. Как и здесь, разве что болезнь его – не следствие вирусов или простуд, она выползает из детства, а заодно и из «Лечебницы Аркхем» Гранта Моррисона, поставившего главному герою комиксов свой неоднозначный диагноз, с тех пор не раз подтверждавший свою актуальность и состоятельность. Аззарелло и Бермехо неспроста наполняют свою историю детскими флэшбэками «мастера» Брюса, из которых становится понятно, что его любимым персонажем был Одинокий Рейнджер в семье Уэйнов всё было не так просто и идеалистично, как ячейка общества она переживала не самые лучшие времена. Что может быть более разрушительным для впечатлительного и любящего своих родителей ребенка, чем крики из-за стены и сцены ревности и безразличия? Впрочем, не факт, что всё это было на самом деле, слишком много колдовского обмана неожиданно окружает всегда склонного к рациональности Бэтмена и мешает его попыткам найти ответ на главный вопрос. Ладно Константин ничего не объясняет и только подкидывает загадок, но постоянно появляющаяся и пугающая своей иррациональностью Чародейка (впрочем, ни разу не упомянутая здесь по имени-прозвищу) только усиливает мистический накал сюжета, ведущего главгероя то на встречу с могущественной подругой Затанной, то в ночной клуб на рэп-концерт. Аззарелло и Бермехо оригинально представляют не самых популярных, но известных персонажей вселенной DC, приближая их к реальности. Очень круто они поступили с демоном Этриганом, известным своей манерой изъясняться стихами. Нравятся рифмы? Пожалуйста, читай под гулкий бит и вопли разогретой толпы. Современно и молодежь поймёт и оценит. Добавьте к этому сверхреалистичный, объемный, мрачный рисунок Бермехо, буквально сочащийся концентрированной тьмой огромного мегаполиса, который перерабатывает поколения людей не в нефть, а в какую-то злую, текучую, зловещую субстанцию, служащую отличным топливом для преступников и сумасшедших всех мастей. Увидев это, вы или будете зачарованы сложнейшей графикой, или почувствуете дрожь от её эмоционального наполнения. Есть у Ли и свой, занятный фетиш: он старательно подчеркивает, что Бэтмен знает толк в хорошей обуви, выбирая прочные, огромные, армейские ботинки, мелькающие здесь чаще многих ключевых героев. Среди которых затесался и сам Готэм, огромная, ожившая, выкашливающая в туман миазмы своих копошащихся трущоб махина. Оцените рисунок на твёрдом переплёте книги и всё поймёте – это старый, больной и объятый огнём Город, ультрасовременные небоскребы, символы богатой и светлой жизни, подразумеваются, но теряются на его тёмном фоне.
Интересный взгляд бросают авторы на Харли Квинн, с которой у Бэтмена случается одна сцена… не такая важная, как то, о чём упоминалось в самом начале, но тоже крайне спорная и неожиданная. И возлюбленная Джокера здесь полностью утратила свое шутовское обаяние, превратившись в нежить с устрашающей улыбкой. Что в атмосферу комикса отлично вписывается. Как и сеанс спиритизма, хотя кого в наши дни убедишь в реальности «столоверчения»? Тем более Бэтмена? Вот до чего его довели Джокер, загадки, мистика и злое прошлое, взгляд на которое получился действительно необычным. Даже если вам надоело, что в каждом втором бэт-комиксе демонстрируют сцену убийства четы Уэйнов, не перелистывайте её в этот раз, подробности и объяснения могут быть очень неожиданными, а некоторые кадры так и вовсе способны взорвать мозг. Присутствует в этом комиксе и некий рассказчик, чья задача – заполнять мрачные и атмосферные кадры глубокомысленными изречениями и риторическими вопросами, соединяющими религию, философию, этику и многое другое, что делает «Проклятого» почти «интеллектуальным чтивом» для взрослых. Хотя ответ на всё происходящее, как мне показалось, лежит на поверхности и представлен чуть ли не на первых страницах, когда Константин с кривой усмешкой на лице раздаёт намёки на «Убийственную шутку» Алана Мура.
Чтение однозначно не на один раз. Я с одного раза многое не понял и не всё увидел во множестве проработанных деталей из того, что существенным образом может повлиять на восприятие истории. Мне лично кажется, что раз уж мы говорим об аде, то дымок между ушами – или рожками, почему бы и нет – на маске Бэтмена на что-то намекает. Слишком много всего происходит, слишком часто нужно домысливать самому, любителям замысловатых игр разума и закрученных сюжетов, где вам никто не преподносит информацию на блюдце, однозначно стоит прочитать. Наверняка многих привлечёт рисунок, он тут неимоверно крут, хочется кричать «Браво!». Это нелёгкий комикс, рассказывающий о магии, поисках себя, сошествии в ад, о тайных сторонах реальности, которая может играть с нами в свои жестокие игры. И о неразрывной взаимосвязи двух персонажей, ставшей давно уже непреложным каноном Вселенной DC. Комикс вышел в роскошном издании для коллекционеров: увеличенный формат 230х289мм, цветной, матовый «супер» с выборочной лакировкой, галерея альтернативных обложек, примечания, послесловие Аззарелло, чёрно-белые рисунки Бермехо с фрагментами из сценария. 176 страниц, тираж 5000 экземпляров.