Издательство «КомФедерация» может гордиться тем, что способно найти в лавине мировых комиксов что-то непременно «эдакое», авторское и нестандартное. Причём даже в мегакаталоге «Marvel», как оказалось, есть шанс отыскать то, что попадает в эту категорию. Взять хотя бы комикс «Серджио Арагонес разносит Marvel». Комикс, надо сразу заметить, отличный, хотя при первом взгляде на обложку и на содержимое у меня начало потихоньку складываться противоположное мнение. Ну вот не очень я люблю карикатурный стиль рисунка, а Арагонес как раз этим и прославился. Давайте сразу представим виновника торжества: этот испанский художник известен как «самый быстрый в мире карикатурист» (и у вас будет повод в этом убедиться), он долгие годы рисовал для журнала «Mad» и создавал собственные комиксы. В общем, достаточно известная личность в индустрии и около неё. И однажды, собрав в кулак весь свой талант и позвав с собой старого друга и постоянного сценариста своих историй Марка Эваньера, Арагонес отправился в офис Marvel, чтобы предложить им сотрудничество. Но в офисе никого не оказалось (наверняка обед, хотя в дни, когда я пишу эти строки, скорее подумаешь о карантине и удалёнке). Меж тем график с планами на доске требовал, чтобы все текущие выпуски были нарисованы в срок. Ну что делать, пришлось включать «самого быстрого карикатуриста» и выдавать десятки и сотни страниц за раз, переводя всю офисную бумагу.
Нередки случаи, когда с марвеловской вселенной кто-то поступал плохо: как правило, какой-нибудь разгневанный антигерой впадал в буйство и принимался всех мочить. Это, кстати, устоявшийся штамп. Один из. Именно по всем этим штампам Арагонес прокатывается катком своей сатиры – он, будучи человеком добрым и ироничным, не уничтожает эту вселенную, а только потрунивает над ней, тыча носом как героев, так и авторов комиксов во все эти кочующие из номера в номер проблемы и ситуации, над которыми, по зрелому размышлению, не смеяться просто невозможно. Арагонес вводит в сюжет связанного с водой злодея, который похищает из разных выпусков популярных героев. Зачем? Ну, хотя бы потому, что многие же коллекционируют фигурки супергероев, верно? Так что почему бы и нет. В припадке метареализма – или какого-то иного «изма», нужного исключительно для заумного словца – Сержио не просто ломает четвёртую стену, он сносит вообще все препятствия вокруг персонажей, которые не только прекрасно осознают себя героями «нарисованных картинок», но и вынуждены жить по законам этого жанра, как бы это их не бесило. Начинается форменное издевательство над «лучшими из лучших»: участники Фантастической Четвёрки только и заняты тем, что решают, кто в очередной раз эту Четвёрку покинет (потому что всегда кто-то хочет уйти, многие авторы из этого таких личностных драм навытягивали, что закачаешься. Арагонес доказывает, как же это уморительно смешно), почему-то носатый Человек-Паук бесконечно зациклен на бытовых проблемах и опяяяяять пересказывает историю своего становления, наверняка не все же её знают (зато тётя Мэй наконец-то, миновав сотый юбилей и прожив даже больше, умерла, чего лично я искренне желал ещё со времен второго фильма про Паркера от Сэма Рейми). Серебряный Сёрфер пребывает в бесконечной тоске и ноет как один из персонажей сериала «Друзья», то страдая от чувств к любимой женщине (хотя она и бросала его семнадцать раз за последние двадцать пять выпусков), то фиксируясь на своих отношениях с Галактусом (возмущающимся тем, что каждый раз, когда комикс нуждается в сюжете, он должен явиться и начать угрожать съедением планеты. Всё разумно, конечно, но не в выпусках же «Барби»!).
Халк – не зелёный, а серый, тот самый, с мозгами, хоть это и не особо заметно – выглядит как типичный позер-качок, восхваляя груду своих растущих мышц, а Люди Икс никак не могут преодолеть сцены мучительной рефлексии на тему меньшинств (и это в мире Marvel, где меньшинство – это обычный человек без суперспособностей), вынуждены страдать типичной подростковой меланхолией (в их-то почтенном возрасте!), при этом выдвигая на битву бойцов со злом по принципу «чьи спин-оффы лучше продаются». И никто не может понять, чего там талдычит Тор на своем «староскандинавском» наречии. В общем, уже понятно, что Арагонес проходится по всем и по всему, преподнося себя как видного эксперта в области комикс-индустрии и при этом застрявшего во времени ретрограда, разбрасывающего шуточки «из прошлого» и без объяснения причин наполняющего пузыри с текстом многочисленными цитатами из «Волшебника из страны Оз». Кстати, именно этот ретроградный образ позволяет ему опасно – по нынешним меркам, когда якобы несуществующая цензура различных социальных лобби может вас просто растерзать, — но очень точно шутковать на тему толерантности.
У комикса много плюсов. Юмор в нём предельно концентрирован, здесь нет пустых фраз, каждое предложение содержит шутки или подкол, чаще даже не в единственном числе. Особенного достаётся бесконечной потребности выпускать как можно больше всякого мерчендайза. При этом Арагонес и Эваньер полностью исключают плоский юмор и приколы ниже пояса — их остроумие проявляет себя гораздо изысканнее и при этом смешнее. Многие фразы проходят по категории «просто огонь», их хочется растащить на цитаты и печатать на майках для гиков. Для гиков… да, вот тут, пожалуй, мелькает один солидный минус комикса – нужно понимать, над чем хохмят авторы, а для этого желательно быть экспертом и даже гуру по марвеловской супергероике. Также встречаются шутки «для своих», и их не удосуживаются пояснить. К примеру, очень часто мелькают имена и фамилии коллег по цеху, и ладно там ещё все знают Стэна Ли и Джека Кирби, но о некоторых я лично слышу в первый раз и, не находясь в контексте шутки, явно что-то упускаю, что могло бы в теории вызвать сокрушительный смех. Но это мелочи. Также нельзя забывать, что Сержио именно карикатурист, многие кадры и панели выполнены по законам жанра и представляют собой законченный «графический анекдот».
Классный комикс. И в качестве занятного времяпрепровождения подойдёт, и как инструмент бичевания не желающих ничего менять авторов, и как важный аргумент для борьбы со стереотипами, которые иногда сбивают с пути инноваций и поисков, мешая делать что-то новое, интересное. Издан он в мягкой глянцевой обложке, блок клееный, 48 страниц, тираж 3000 экземпляров.