Мнение: Техносвященники. Том первый

1

По просторам Вселенной движется огромный космический корабль. На его борту 500000 юношей и девушек из касты Техносвященников, которых лично отобрал Верховный Технопонтифик Альбино, чтобы найти пригодную для жизни планету подальше от той галактики, где он провёл свою жизнь, и создать там новое общество гармоничных отношений, которые будут превалировать над техническим прогрессом. Все же любители фантастики хоть раз встречались с подобным сюжетом, апеллировавшим как к библейским мотивам (вроде Ковчега, на котором образцы жизни отправлены в долгое путешествие, и блужданиям пророка Моисея и его народа), так и к утопическим идеям философии, которые с каждым днём кажутся всё более неисполнимыми? И романы, и фильмы подготовили нас к тому, что подобные квесты нередко заканчиваются так себе: либо в пути что-то происходит, либо по месту прибытия, либо, что чаще всего, люди в итоге оказываются всё теми же людьми, и это мало способствует гармонии и миру. Но, может быть, в этом раз всё будет по другому?

6251d25637516acd9737c501ca2f776d

На самом деле, надеяться на это сложно. Хотя бы потому, что корабль этот вместе со всем своим экипажем существует во вселенной «Метабаронов» (ставшей частью вселенной «Инкала»), придуманной писателем, режиссером и мистиком Алехандро Ходоровски. И это очень жестокая вселенная, в которой крайне затруднительно сыскать хотя бы одного положительного персонажа. Именно поэтому чем больше вы будете знакомиться с Альбино и историей его жизни, тем, вероятно, больше будете отмечать, что он – персонаж вроде как и не совсем из этой вселенной. В биографии убеленного старца в белых одеждах, похожего на просветленного или даже святого (такими их обычно изображают в разных духовных сектах, близких к движению Новой Эры или ответвлениям христианства), есть, разумеется моменты, когда его руками проливается кровь и сеется смерть, но всё же он производит впечатление человека, который осознал всю жестокость Системы и её тиранию, и практически в революционном порыве принялся уничтожать её изнутри, пропагандируя идеи мира и любви. Разумеется, на фоне персонажей «Метабаронов», для которых право силы и гипертрофированная гордость были мерилами их бытия, Альбино выглядит как герой, далеко продвинувшийся в своей духовной и нравственной эволюции. И вот он, коротая время в долгом путешествии, записывает свои воспоминания о прожитой жизни, болтая с верным другом по имени Тинигрифи, мелким, но очень умным грызуном. Из этих воспоминаний в целом и складывается история «Техносвященников», с которой можно начать ознакомление в первом из двух томов этой серии графических романов.

2

Начинается всё как раз-таки по метабароновски: сборище космических пиратов расхищает священный астероид. Помимо золота, в руки к ним попадает молодая жрица Панефа, участь которой незавидна. Пройдя через круги ада и жестокого насилия, она даёт клятву, что однажды найдёт своих обидчиков и кастрирует их. Всё по лекалам Ходоровски, тут и варварская похоть, и ужас изнасилования (равно как и болезненный укол обществу, в котором женщины подвергаются подобному), и требующая мести гордость, и страх кастрации, ставший одним из выразительнейших мотивов всей истории (на его фоне отказ от плотского Альбино воспринимается действительно как духовный рост), и Эдипов комплекс с его вечным спутником комплексом Электры в его самых радикальных проявлениях. Потому что ровно в срок Панефа родила трёх очень разных детей от трёх очень разных отцов. Говорят, это прерогатива кошек и ещё некоторых млекопитающих, но тут свои правила физиологии. Одним из детей и стал Альбино, и был он отнюдь не любимчиком, как и его сестра, краснокожая и четырехрукая Оникс. Зато больше повезло другому брату Альмагро, как минимум, мать его по своему, но любила. Одержимая местью, Панефа вложила все силы, чтобы собрать команду головорезов, купить лучший боевой корабль и отправиться на поиски тех, кто её обесчестил… и в этот момент сюжет разделяется, герои расходятся по бурлящим устьям своих судеб, хотя связь между ними остаётся навсегда. Ловите две истории – историю мести и историю бунта.

3

Но сначала давайте проясним, кто такие эти Техносвященники. Нет, это не те, кто под грохот рейва в девяностых пытался сформировать очередное общество анархии и всеобщей любви, хотя художник серии Зоран Янетов признается в любви к детройтскому и берлинскому техносаунду тех лет, так что всё, возможно, взаимосвязано и на этом уровне. Техносвященники – это разработчики компьютерных игр и виртуальной реальности; это персонифицированное опасение Ходоровски, что те, кто способны обеспечить нас новой крутой «игрушкой», способны стать если не правителями этого мира, то уж точно теми, кто вызывает поклонение под стать религиозному. Это если взять мем «Кодзима — гений» и заменить его на «Кодзима — Бог», таким будет примерное представление об устройстве этой касты. Программисты возводятся в ранг святых, их имена вписывают в постулаты религии, их знания и обязанности сродни церковным, но во главе всего, как впрочем, и в самой церкви, стоит не желание сделать мир лучше. Стоят огромные деньги, ради которых все способны на всё, и ради их достижения, как и для достижения той власти, что они дают, лучше вообще избавиться от всего человеческого, превратившись в бездушного киборга. Пройдя несколько этапов обучения (каждый из которых в своем безжалостном раскрытии всей мерзости человеческих душ ещё хуже и тяжелее предыдущего, хотя меня упорно не отпускает ощущение, что всё эти школы и академии, где из редких счастливчиков делают «магов», выглядят пародией Алехандро на «гаррипоттеровщину»), Альбино понимает, что всё устроено неправильно, но не бросается в бой – он разрушает систему изнутри, а, точнее, возвращает её к идеалам, заложенным первыми «святыми», чьи аватары, бессмертные в своей виртуальности, стали его наставниками. Цифровые миры, показанные на страницах «Техносвященников», одинаково далеки от массмедийных шаблонов вроде «Матрицы» или древнего «Трона» — фактически, Ходоровски с Янетовым создали их заново с нуля, в фантасмагоричных лабиринтах можно найти отсылки как к мистике и легендам, так и к популярной супергероике, сам Альбино в своём виртуальном виде выглядит как какой-нибудь Мираклмен, а его цифровые антагонисты похожи на злодейских роботов-гигантов из аниме. А время здесь течёт категорически нелинейно и вообще, создается впечатление, что перед нами порой нечто вроде квантовой реальности. За всем этим четко прослеживается назидательное авторское «эти игры до добра не доведут, не превращайте технический прогресс в Золотого Тельца, вернитесь в реальность!». В реальности, меж тем, тоже хватает жести. Параллельная сюжетная линия Панефы и её семьи представляет собой эпичную космическую оперу в лучших традициях жанра: тут и космопираты, и династические браки, и сражения в открытом космосе, и месть, и внезапная любовь, и покорение планет, на которых могут жить накачанные амазонки или же растения, образующие единый Мировой разум (хотя эта история всё же «залезает» в историю Альбино, но неважно), инопланетяне и андрогинные божества, и многое другое, не менее интересное и захватывающее.

01

Но «Техносвященники» отличаются от «Метабаронов» не только наличием «хорошего» персонажа. Многое из того, что отличало ту великую сагу – обнаженные тела, сцены насилия, кровь – теперь или вынесено за кадр, или аккуратно в нём скрыто. Хотя это всё ещё не «чтение для детей». Заметно, что шуток, сатиры и игр в слова стало, в противовес подчас гипертрофированной серьезности прошлых историй, больше. Чтобы выжить, герои запускают стартап по производству сыра под названием Каманвер (судя по тому, что Альбино слишком уж явно от него воротит, тут не обошлось без личных авторских предпочтений), пираты напиваются жутким пойлом Хуанахуашкой (тут слышится что-то от Кастанедовского Дона Хуана и от Аяхуаски, галлюциногенного напитка индейских психонавтов), а жестокая тульпа Альбино, делающая за него карьеру, безжалостно карает топ-менеджеров парков развлечений, которые обязаны носить на голове шапочки с очень знакомыми чёрными мышиными ушами. И вообще, в этом комиксе Ходоровски постоянно водит средним пальцем перед громилами мирового капитализма, и делает это очень изобретательно, в то же время предостерегая простых смертных. Тоже отчасти принимая на себя роль пророка.

Отличительной чертой всех комиксов Ходоровски является отличный рисунок. Здесь он тоже превосходно вписывается в понятие «визионерский»: Зорана Янетова называют учеником Мёбиуса, часто это заметно, хотя для данной серии художник постарался отойти от канонов французского гения и привнёс в свою стилистику много новаторских элементов. Также значительный вклад в работу над графикой внёс Фред Бельтран, который изначально взялся за работу колориста, но потом его полномочия расширились. Иногда, правда, рисунок кажется компьютерным, но Янетов уверяет, что это не так, даже 3D-модели космических кораблей он использовал только как образцы, отрисовывая их каждый раз заново. Обо всём этом можно узнать из статей, размещенных в конце первого тома, здесь Филипп Петер рассуждает об истоках новой саги Ходоровски и рассказывает об этапах её воплощения. Интересно. Сами «Техносвященники» захватывают воображение, являясь превосходным образцом фантастического эпоса, который и развлекает, и что-то меняет в вашем восприятии реальности. Выпустило первый том издательство «Fanzon», как и предыдущие графроманы Ходоровски, этот вышел в твёрдом переплёте. Формат 268х210мм, 224 страницы, тираж 3000 штук. Пропускать категорически не рекомендуется.

www.fanzon-portal.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s