Мнение: Соити

soichi

Четырнадцатилетний Юскэ и его двенадцатилетняя сестра Митина на каникулы уезжают из Токио в гости к своим родственникам в провинцию. Почему бы не отдохнуть от шумного города и школы, тем более, что и дом там большой, и бесплатный муниципальный бассейн есть, и, самое главное, люди добрые и гостеприимные. Да и сверстники, тоже брат и сестра Коити и Саюри, быстро становятся их хорошими друзьями. Правда, в этой ситуации присутствует одно «но», способное превратить летний отдых в подобие кошмара: у Коити и Саюри есть младший брат Соити, и вот он совсем на своих близких не похож. Парень страдает анемией и компенсирует недостаток железа тем, что постоянно носит во рту гвозди, которыми запросто может плюнуть в кого-нибудь. Он социопат, нелюдим, наделен большим самомнением, обидчив, мстителен. Но всё это неприятные мелочи – портит жизнь окружающим Соити не только своим поведением. Он увлекается магией. Ну, как магией… попытки разобраться в его домашнем убежище убеждают героев этой манги, а заодно и читателей, что парень «практикует» тот сорт «доморощенного колдовства» (выросшего из аляповатых книжулек современных ведьм и мистиков, гребущих в свои эзотерические труды всё подряд от Тутанхамона до Блаватской) который ни при каких условиях работать не будет, разве что в голове самого практикующего. Но беда в том, что магия Соити – работает.

05_040

Дзюндзи Ито тут тоже, как и в «Томиэ», прибегает к формату коротких рассказов, из которых выстраивается общая картина. Авторская задумка такова, что магические способности неприятного главгероя разворачиваются в нечто инфернальное перед читателем постепенно и неспешно. Сначала Соити выглядит фриком, полностью олицетворяющим поговорку «в семье не без урода». Его проклятия, гвозди, бумажная корона с горящими свечками на голове, увлечение вуду и страсть к фруктовому льду дополняют картину прогрессирующего помешательства. А происшествия с его «обидчиками», среди которых он почему-то особенно выделяет бедную Митину, выглядят типичными совпадениями, ведь жизнь вообще так устроена, что любой человек может начать тонуть даже в бассейне и на него может упасть вывеска в штормовую погоду. Бывает. Поэтому в начале сборника к слову «фрик» даже хочется добавить «бедный», хотя разум решительно отказывается понимать, в чем причина подобного: нам показывают образцовую семью, глядя на которую, сложно представить, что одного ребенка здесь любили бы меньше, чем остальных, и как-то издевались над ним, доведя до сумасшествия. Но потом и ситуация с происхождением Соити проясняется, и действия его становятся всё более жестокими, и магия его, вышедшая из тетрадок с кучей орфографических ошибок, гляди-ка, всё же реально оказывается работающей. Или это просто «профессионально» вызванный гениальным манипулятором психоз? Такие подозрения тоже закрадываются, но трудно представить, что психоз может охватить столь большое количество людей, готовых изо дня в день видеть на месте своего школьного учителя набитую тряпками куклу. Да, эпопея (жутковатая, но при этом смешная) с тряпочными учителями – это поворотный момент манги, после которого возврата к мнению о «доморощенном эзотерике» нет, всё очень серьезно. При этом, в отличии от той же «Томиэ», эта манга Ито характерна тем, что в ней люди массово не гибнут, тут вообще со смертью, как вы узнаете из главы «Гроб», некоторые проблемы. Что не мешает Дзюндзи со всем мастерством закрутить хоррор-сцены, от которых местами кровь всё же подстывает в жилах. Для этого в ход идут не только Тутанхамоны и гвозди во рту, но и главное: народная традиция, деревенские легенды и байки, которые у японцев зачастую слабо отличаются от добротного фильма ужасов с элементами слэшера. Поэтому тут совершенно спокойно по дому ходят мёртвые бабушки и дедушки, вызывая определенное беспокойство (да кого я обманываю, именно главы с покойниками-стариками здесь самые лютые, при этом Ито обходится без скримеров, просто тревожа какую-то генетическую память связками таких вещей и терминов, как «ночь», «большой дом», «скрип пола», «непонятные звуки», «не мёртвый покойник»), но всё же не желание вызвать охотников на привидений или сжечь дом. Не чужие же люди, свои, родные. Вообще, это очень семейная история, о семейных ценностях и о том, что связывает людей. И может доводить их до безумия. Родные Соити, к примеру, знают, что он странный, но не отказываются от него, прощая даже самые безумные и страшные выходки. И жизнь окружающих не прекращается от того, что среди них бегают ожившие куклы, а из болота восстают некрасивые топ-модели с обложки модного глянца.

26.png_res

Условно «Соити» можно разделить на две части. В первой прослеживается общий сюжет, завязанный на его близких и их попытках разобраться в природе сил парня, а во второй акцент сделан на проклятиях титульного персонажа и его взаимодействии с окружающими, тут уже он сам выходит на первый план и мы узнаём его чуть получше. Элементы ужастика Ито комбинирует с абсурдным, не всегда даже чёрным юмором, его здесь реально много. Например, в главе, где старший брат Соити вынужден путем манипуляций и издевательств ютиться в миникаморке («Комната-матрешка»), чтобы не слышать отвлекающих от занятий звуков. Тут же наглядно продемонстрирована главная, на мой взгляд, идея этой манги: Соити, даже добиваясь своего, не побеждает, он всё время попадает в нелепую ситуацию (например, застревает между стенами каморки, им же самим и созданной), терпит фиаско, озлобляясь ещё больше. В этом плане он – не всепобеждающее зло. Может быть, он вообще не зло. Он просто странный мальчик, способный даже деда так допечь своими «готическими замашками», что тот после смерти будет строгать и пилить в подвале на положении домашнего зомби. Так Соити победит даже смерть.

36.png_res

На сто процентов поддерживаю стремление «Фабрики комиксов» издать всего Дзюндзи Ито на русском: в его манге прекрасно сочетаются нестандартный подход к хоррору и превосходный, реалистичный рисунок. Отличный способ пощекотать нервы и получить страшное удовольствие. «Соити» издан в том же формате, что и два тома «Томиэ», в твёрдом переплёте с цветной суперобложкой. 416 страниц, тираж не указан.

www.comics-factory.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s