Я, конечно, не призываю тщательно приглядываться к бомжам, но среди них, стоит заметить, иногда встречаются действительно интересные личности. К примеру, главный герой комикса Мэтта Киндта и Дэвида Рубина «Эфир», которого зовут Бун Диаз, обитает в Венеции и влачит достаточно жалкое существование, бесприютно скитаясь по подворотням в расхристанном виде. Но всё меняется, когда он переносится из выглядящей серой «нашей» реальности в Эфир, волшебный мир магии и странных существ, некоторые из которых (мэр) словно были придуманы доктором Сьюзом. Причем делает это Бун регулярно, и успел отлично себя зарекомендовать (притом что гостей из нашей реальности там не больно жалуют и после карантина предпочитают отправлять назад) как талантливый исследователь и верный друг. Вооруженный известным высказыванием Артура Кларка о том, что любая достаточно развитая технология неотличима от магии, Диаз непреклонен в своем рационализме и критическом мышлении, он уверен, что всё можно объяснить с помощью научного подхода, отталкиваясь от непреклонных законов механики мироздания. Даже говорящих приматов, боящихся летать эльфов, живые пули и роботов-големов, которые, если покопаться внутри, тоже работают на микросхемах, пусть и на первый взгляд, магических. Может быть, именно поэтому его позвали, чтобы расследовать убийство, которое способно пошатнуть Эфир и даже привести его в гибели?
В общем, сюжет пяти глав, входящих в первый «эфирный» сборник от «Комильфо», крутится вокруг расследования этого убийства. Замечу, что жертва преступления отвечает за небольшую, но важную толику супергероики в данном «чисто научном» комиксе. Авторы не особенно скрывают, что прототипы их главных героев следует искать в произведениях Артура Конан-Дойля: Бун, разумеется, это Шерлок Холмс, гений и эрудит, способный докопаться с помощью знаний и дедукции до истоков любого преступления, у него есть помощник-горилла фиолетового цвета Хмурняга (Ватсону, существуй он на самом деле, было бы обидно за такое сравнение, но персонаж в итоге получился колоритный), по долгу службы вынужденный периодически запулять своего напарника хорошим пинком в небо, а тот, кого пока выдают за главзлодея, самим Киндтом именуется местным Мориарти, чтобы вообще не оставалось сомнений. Да, этого самого Мориарти в роли преступника нам, читателям, выдают слишком уж быстро, надо полагать, все не так просто, тем более, что ради доказательств и улик Буну и Хмурняге придется отправиться в большой квест по Эфиру, встречая самых разных, но в основном удивительных существ. Важная особенность комикса: нам никто не выдаёт никакой вводной информации, вот герой, вот портал, вот чудеса другого мира, далее следуйте за Буном и разбирайтесь по обстоятельствам. Но делать это совершенно не трудно и даже интересно, потому что стиль повествования у Киндта лёгкий и увлекательный, скажем так, с мгновенным и легким вхождением в историю. Хорошо прописан сам Диаз – в Эфире он неугомонный, заражающий своим энтузиазмом человек, умеющий в равной степени заводить друзей и влипать в неприятности. За ним хочется следовать, он лидер. Другое дело, его земное существование. Из длинных, но многое объясняющих флэшбэков становится понятно, что эта одержимость наукой не так безопасна, как кажется на первый взгляд. Воспоминания дополняют образ героя, делают его более фактурным, живым и даже трагичным.
Фантазия авторов несётся вперёд с такой же неугомонностью, как и главные герои. В «Эфире» какое-то зашкаливающее количество фишек, заставляющих читателя переворачивать страницы с открытым от удивления ртом или с улыбкой. Рубин влёгкую рисует толпы феерических существ и сказочные пейзажи, заставляя поверить в их реальность. Иногда хочется бросить всё и отправиться в Эфир, но по ходу действия возникают вопросы, типа «а такое ли это волшебное место, как кажется?». Сам способ путешествия между мирами, напоминающий ритуалы посвящения и перехода, принятые в разных древних культурах, согласно которым, нужно буквально пережить свою смерть и последующее перерождение, уже добавляют в сюжет какой-то экзистенциальной грусти (усиленной сценами бомжевания Буна), да и история Хейзел особого оптимизма не добавляет. Но тем интереснее, что же происходит в Эфире и что стоит за вынесенной в подзаголовок смертью последней золотой вспышки.
При всей оригинальности комикса, можно легко и быстро привести несколько примеров, с чем бы его стоило сравнить. И это сплошь хорошие примеры: тут и «Чёрная наука» Рика Ремендера и Маттео Скалеры, и «Чёрный молот» Джеффа Лемира (но в основном приходит в голову потому, что там основной сюжет тоже рисует Рубин), можно вспомнить «Пророка» (хотя в «Эфире» все не так тяжеловесно) и местами почему-то похоже на «Манхэттенские эксперименты». Наверное, тягой к научности. Да много чего ещё напоминает, оставаясь при этом очень оригинальным и самобытным. Я так понимаю по не очень большому тиражу в 2500 штук, что для «Комильфо» это очередная попытка привить вкус к отличной «альтернативе» и доказать, что не одними супергероями славны комиксы, если так, то я это всячески поддерживаю. Потому что вон он, перед вами – отличный развлекательный комикс с немыслимым сеттингом, который может существовать только в формате «нарисованных картинок», подчеркивая всю выразительную суть «девятого искусства». Текст здесь невозможен без рисунка и наоборот. Крайне занимательно. Русское издание вышло в мягкой обложке, в наличии куча допов, начиная от скетчбука Киндта с его первыми зарисовками персонажей и комментариями по этому поводу, продолжая эскизами и примерами работы над целыми страницами от Рубина, и заканчивая альтернативной обложкой от Лемира и одностраничными комиксами, созданными в целях рекламы и продвижения «Эфира». 152 страницы, клееный блок.