Слегка неуютно писать в дни нарастающей истерии на фоне очередного вируса из Азии про второй том манги Дзюндзи Ито «Томиэ». Потому что здесь японский мастер хоррора изобразил практически идеальный – с точки зрения среднестатистического мужчины – вирус. Да вы посмотрите сами, как его здесь описывают: «кожа белая как молоко, родинка под левым глазом и, конечно, сверкающие, будто драгоценные камни, волосы». А уж как Ито это изображает! Короче, вирус – это красавица по имени Томиэ, которая сводит мужчин с ума, умело манипулирует окружающими (в случае женщин взывая к нереализованным материнским инстинктам), и передаётся не воздушно-капельным и даже не половым (тут всё же стоит сказать «к сожалению») путями, для размножения ей нужен действительно радикальный способ. Если вы читали первый том этой манги, то уже знаете главный секрет Томиэ: она сознательно делает так, чтобы пораженный её красотой человек рано или поздно… убил её, причём с особой жестокостью и обязательным расчленением на мелкие кусочки. Из которых очень быстро, претерпевая изобретательные с точки зрения ценителей и жуткие, даже отвратительные, с точки зрения всех остальных, телесные трансформации, появятся новые Томиэ. Всё такие же красивые, отыгрывающие типах малолетней стервы, требующей от поклонников как минимум чёрной икры и фуа-гра.
Во втором томе собрано одиннадцать историй. Финальные три связаны сквозным сюжетом, остальные представляют собой короткие рассказы, страшные настолько, что их даже не тянет назвать пренебрежительным словом «ужастики», только «Ужасами» с большой буквы и, как правило, с открытым финалом, от которого веет холодом неотвратимости. При этом иногда они не лишены очень абсурдного и, понятное дело, кромешно-чёрного юмора. Общая сюжетная канва почти всегда одинакова: люди встречают Томиэ, иногда – её части, имеющие привычку быстро вырастать в полноценную девушку, попадают под действие её чар, сходят с ума и старательно выполняют свою «задачу» с помощью подручных средств. Как и любой вирус, Томиэ не особо разбирается, кто станет очередной жертвой, но можно заметить, что очень часто это люди, может быть, и не самые плохие, но с неприятными чертами, с червоточинками, знаете ли, через которые красотка-смерть и пробирается к ним в души. Набор червоточин достаточно широкий: самодовольствие, зависть, гордыня, грубость и прочее.
При этом Ито умудряется в каждом рассказе оригинальничать, от многообразия ситуаций и способов манипуляций и убийств порой кружится голова и возникает сомнение в «адекватности» самого автора, уж не бегает ли он по ночам за своими Томиэ с ножичком? Вот, к примеру, обычный парень срезает выросшее на груди мёртвой девушки, которую сам же прикопал по её же просьбе в лесу, лицо этой самой самой девушки, относит его домой, общается с ним, наблюдая, как из него постепенно вырастает всё остальное. Или вот школьница находит в тайнике своего отца шкатулку с копной роскошных волос, и делиться своей находкой с подругой. И волосы, оказывается, легко можно нарастить на себя, став настоящей красавицей… слышащей голос Томиэ, гипнотизирующий, влюбляющий в себя, сводящий с ума. Сцены с обследованием, когда доктор рассказывает о том, что волосы вросли в мозг девочки, могут вызвать приступ паники, хорошо подкрепляемый рентгеновскими снимками, это прямо идеальная больничная страшилка.
Кстати да, ареал «распространения» как и первом томе весьма стандартен и даже ограничен: больница, школа, малогабаритные квартирки поклонников, захваченные особняки или залитые водой пещеры на берегу моря. Где можно спрятать расчленённый поехавшими братьями труп (уже в машине тянущий к герою «Мизинца» свои руки, что может довести до седых волос особо впечатлительных) или найти себе новую «маму». Хорошо использует Дзюндзи городские страшилки. Например, поговаривают, что одна престарелая пара берет девушек из приюта и высасывает из них молодость, чтобы продлить себе жизнь (эту сказку Томиэ быстро сделает былью). Или вот история о том, как одна не менее неадекватная пара запирала приходящих нянечек в комнате с решётками, чтобы те присматривали за жутким ребенком, пока сами они жгли окрестные дома (потому что ребеночек перестаёт орать только когда видит что-то красное и яркое). А бывает и такой ужас, что по городу носится сумасшедший со шприцом, и делает уколы первым встречным младенцам-девочкам, впрыскивая в них вирусную кровь. И всё для того, чтобы увидеть своими глазами, как хотя бы одна Томиэ постареет и умрёт. В этой сборнике Ито вообще тяготеет к экспериментам со своей героиней, пика абсурда и чернухи эта тяга достигает в рассказе «Мороми» (это такая перебродившая основа для изготовления саке), когда горе-любовники раскатывают тело Томиэ в фарш и сливают его в чаны с морони, из которого потом в промышленных масштабах получают чудесный алкогольный напиток. В «Общине» же автор впервые ставит под сомнение, что Томиэ имеет власть над всеми мужчинами, находится тот, на кого её чары не действуют. Но это лишь исключение, позволяющее завернуть «ничего себе!» сюжетный ход.
Всем хоррор-элементам нашлось здесь место: и призрачные фигуры в воздухе витают, и маньяки есть, и проклятия. Увеличились количество физиологических и кровавых сцен, автор легко устраивает сюрреалистические массовые бойни, вырисовывая вакханалии с стилистике гуро и самых отбитых слэшеров. При этом мангу реально интересно читать в отрыве от всего этого, ведь не знаешь, что Ито придумал на этот раз и как повернётся история, с этим у японца всё в полном порядке. Рисунок очень классный и реалистичный, даже уже зная всю подноготную Томиэ и понимая заключённую в ней опасность, сложно удержаться от того, чтобы посмотреть на неё подольше, смакуя неземную красоту высокомерного вируса. Помню, в школе, ещё до эпохи Интернета и повальной любви к аниме и восточным фильмам типа «Звонок», гуляли слухи про то, что японские ужастики и даже сказки нереально страшные. Эх, мне бы тогда хотя бы пару страничек «Томиэ»… которую и сейчас читать страшновато, иногда даже приходилось делать паузы и молиться, чтобы увиденное не перекочевало в ночные кошмары. Ощущение жуткой, мастерски переданной и очень самобытной атмосферы – такое же важное составляющее этой манги, как и «кожа белая как молоко, родинка под левым глазом и, конечно, сверкающие, будто драгоценные камни, волосы». 376 страниц, твёрдый переплёт с цветной суперобложкой, шитый блок, тираж не указан.