Конечно, нам не привыкать, что Росомаха может быть агрессивным и рубить врагов направо-налево адамантиевыми когтями: ярость у него в крови от природы, а карт-бланш на убийства дарован создателями, решившими воплотить в нём образ трагического персонажа, вынужденного раз за разом следовать зову зверя внутри себя. Мы видели, как Росомаха убивал безжалостно и бесконтрольно, с красной пеленой, застилавшей глаза, и не всегда это были виновные люди. Мы стали свидетелем того, как он уничтожал своих друзей, тот же Марк Миллар возвёл это в высшую степень вины главного героя в своём великолепном «Старике Логане». Но теперь Росомаха умудрился выйти на новый уровень – уровень национальной угрозы и врага государства №1, того, за кем охотятся полицейские, военные, супергерои и агенты «З.А.Щ.И.Т.А.», при упоминании чьего имени люди закрываются за семью замками и молятся, чтобы он их не нашел. Как же так случилось?
Многие истории о Росомахе берут свое начало в Японии, стране, которую канадец-коротышка, по его словам же, ненавидит, но в которую его всё время тянет. «Враг государства» в этом плане не исключение, правда, основной замес случается в Стране Восходящего Солнца не на фоне плакатно-стандартной цветущей сакуры, а под проливным дождём, как в гангстерском боевике или в «Матрице». Не сильно спойлерну (в конце концов, издательская аннотация на задней странице обложки уходит в плане выдачи основных сюжетных ходов намного дальше), если скажу, что над Росомахой устанавливает контроль мутант Горгон, один из руководителей клана «Рука», имеющий виды на руководство «Гидрой» и другими террористическо-оккультными организациями из мира Marvel. Горгон и его начальники задумали собрать армию из «костюмов», так с лёгкой руки Ника Фьюри теперь называют супергероев. Схема простая – «супера» убивают, потом воскрешают, но уже с промытыми мозгами, превращая его в образцового ассасина-зомби. Так случилось и с Росомахой, который теперь выполняет убийственные задания в то время, как в его голове голос разума заглушают настойчивые приказы манипулятора. Оценив ситуацию и посчитав трупы, Ник Фьюри направляет на поимку Логана хорошо знакомую с методами «Руки» Электру. Как желчно заметит Эмма Фрост, «психованную убийцу-гречанку с лёгкими такими усиками». Вот вам один отличный повод полюбить этот комикс: диалоги. Едкие, жесткие, не лишенные цинизма, очень ёмкие и способствующие тому, чтобы их потихоньку растаскивали на цитаты. Когда читаешь первую половину сборника, ловишь себя вот на каких мыслях: издатели забыли добавить к названию «Росамаха» слово «Max», ведь комикс иногда своими жестокими сценами вплотную приближается к стандартам этой «взрослой» линейки, также складывается впечатление, что «Враг государства» создавался по лекалам комиксов про уничтожителей вселенной Marvel. Ну, помните, все эти «Дэдпул уничтожает вселенную Marvel», «Каратель уничтожает вселенную Marvel»? Мрачные лимитки про обозлённых ребят, которые мочат всех? Так вот, Росомаха ведёт себя также: рубит ребят Ника Фьюри, устраивает атаки на институт Ксавье, громит здание Фантастической Четвёрки и саму Четвёрку, вступает в схватку с Капитаном Америка и другими легендами супергероики. Но потом сюжет становится всё интереснее и интереснее, все нападения и бои получат своё объяснение (если вам мало того объяснения, что Логан, крошащий в капусту толпу противников – это само само по себе круто), история наполнится двойными агентами, предательствами, трагическими смертями, обманами, и выйдет на финишную прямую уже полноценной битвой за весь мир. Чего Росомаха, может быть, даже не заметит – потому что маэстро Миллар приготовил ему персональных кровавых мальчиков в глазах.
Комикс, выводящий Логана на роль подконтрольного убийцы, добавляет в итоге ему невероятной крутизны. Например, крайне круто выглядит момент, когда канадец летает над врагами на перепрограммированном Страже, отдавая команды типа «сдави этих ублюдков так, чтобы от них остались лишь кровь да месиво». И тот команду выполняет. Но самый крутой (субъективно) момент комикса – когда Росомаха посчитывает, сколько ему людей нужно убить, чтобы утолить чувство мести и обострённую жажду справедливости. Подсчитывает скрупулёзно, методично, без показушных эмоций в тот момент, когда количество перспективных покойников со следами колюще-режущих смертельных ран переваливает за пятьдесят тысяч. И читатель, ощущая холодный пот на спине, понимает, что это не бахвальство или понты – это реальные планы на ближайшее будущее и нам покажут их быструю реализацию. Также Росомаха здесь чуть ностальгичен: носит классический, жёлтый с чёрным костюм, а в некоторые моменты заставляет вспомнить комикс «Оружие Икс» Барри Виндзора-Смита, где рассказано об одном чудовищном эксперименте, изменившем жизнь канадца. Также полное издание содержит один выпуск, который можно назвать бонусным, а можно и одним из самых важных в истории Росомахи. Действие «Заключённого номер ноль» происходит в нацистском концлагере Собибор, в снежные и печальные дни 1942-го года. Новый комендант лагеря встречает молчаливого и непреклонного заключенного, которого нельзя сломить… и элементарно убить. Так начинается, но не заканчивается история нарастающего безумия, приводящая нацистских администраторов смерти к жуткому выводу: «это он здесь с нами заперт, или мы с ним»? Негласное сопротивление только с помощью силы воли, без вылезающих из рук тогда еще костяных лезвий тоже может быть крайне эффективным.
В плане рисунка «Враг государства» хорош тем, что рисует все выпуски один художник. Но этот художник Джон Ромита-младший, а у меня с его работами сложное отношение. Всё основные признаки его стиля здесь на месте: лица кирпичом, не всегда точные пропорции гипертрофированных прямоугольников тел, границы теней и света без каких-либо переходов, грубая штриховка. Можно ко второму-третьему выпуску привыкнуть, но всё равно, особого восторга не вызывает, хотя есть, безусловно, очень яркие, зрелищные и неординарные моменты. Миллар же откровенно хорош, он может записать себе в актив очередной круто замешанный зубодробительный боевик с закрученным сюжетом, отлично раскрывающий личность главного героя и обеспечивающий читателя мощным экшеном с обязательными камео многих известных личностей, которые большую часть времени стараются спрятаться подальше, трясясь только от упоминания этого прозвища. Росомаха. Круто, очень круто. Полное издание от «Комильфо» содержит массу набросков и эскизов Ромиты-младшего, предисловие Гарта Энниса (ненавидящего супергеройские комиксы, но для работа Марка, разумеется, делающего исключение) и послесловие Миллара, расписывающего в благодарности к Уиллу Айснеру. Твёрдый переплёт, 352 страницы, тираж 4000 экземпляров.