Несмотря на то, что Тим Дрейк, он же Красный Робин, молодой и гениальный помощник Бэтмена, героически погиб в финале первого тома серии «Detective Comics» эпохи Rebirth, информацию о том, что он жив и здоров, коей достаточно и на обложке пятого тома, и в его аннотации, сложно считать спойлером. В конце концов, сценарист Джеймс Тайнион IV уже в предшествующих выпусках давал понять, что Тима не забрала старуха с косой, и, хотя хорошего в том, что с ним происходит, мало (а вот загадочного и даже мистического – хоть отбавляй), рано или поздно ему нужно будет вернуться в семью, состоящую из готэмских героев и изгоев, каждый из которых тяжело переживал гибель товарища. И эти переживания привели к далеко идущим последствиям, часть из которых нам покажут и здесь, а часть мы могли видеть раньше. Но остановимся на основном сюжете, представленном в четырёх выпусках под названием «Одинокое место для жизни». Оно, кстати, является отсылкой к комиксу 1989-го года, где Тим дебютировал, причем часть сцен, показывающих, как Дрейк разгадал тайну Бэтмена и его помощников (включив логику, с которой у других жителей Готэма, если судить по большинству историй про Тёмного Рыцаря, туговато), перекочевали сюда с минимальными изменениями. В самом начале Тайнион вроде как раскрывает все карты: мы видим, кто удерживал Тима в заточении (и косплеил всё это время или Палпатина из «Звёздных войн», или Мрачного Жнеца, или кого-то очень похожего этим своим капюшоном и зловещим искусственным блеском глаз), называясь мистером Озом, и это будет весьма неожиданный сюрприз, подразумевающий временные и межпространственные парадоксы. Авторы раскрывают в комиксе концепцию Гипервремени, введённую во вселенную DC Грантом Мориссоном и Марком Уэйдом, заставляя сюжет замысловато петлять между прошлым, настоящим и будущим, но не одной реальности, а сразу в нескольких. Всё дальнейшее разбирательство происходящего может представлять для неподготовленных читателей минное поле спойлеров, поэтому буду коротко и лаконично: Тиму предстоит столкнуться с тем воплощением своего «Я» из дней грядущих, в которое он меньше всего хотел бы превратиться. И это «будущее Тима» самыми радикальными способами спешит донести до парня, что один из его друзей представляет смертельную опасность и подлежит немедленному уничтожению «пока не началось».
Честно, я люблю все эти заморочки с параллельными временными потоками, гарантирующие не только внезапные сюжетные ходы (при тщательном разборе вызывающие надменные смешки у спецов с чисто научным складом ума и железной логикой, ну да ладно), но и возможность увидеть альтер эго казалось бы, изученных вдоль и поперёк персонажей, которые под давлением обстоятельств не всегда сохраняют свой героический статус. Никто же не ожидал увидеть Бэтса, палящего по противникам из стволов? Но в целом этот комикс, щедро заправленный фантастическими хронодопущениями, экшеном и всяческими высокотехнологическими (не будем забывать, что Дрейк гений, он создал мегатехнологичную Колокольню и мощнейшие программы, на которых всё было завязано даже после его «смерти»), киберпанковскими элементами, рассказывает всё же о человеке и его самоидентификации, поиске смысла жить дальше, если переходить на пафосный стиль. Впрочем, это и так понятно по выдерживающей определённую драматическую ноту обложке данного тома. Тиму нужно понять, кто он и каким видит свое будущее, кем хочет быть, и для чего он вернулся в «семью».
Но Тайнион также показывает, что можно сколько угодно зацикливаться на этих вопросах, а жизнь все равно расставит всё по своим местам с одной лишь ей присущей неумолимой фатальностью. Понятно, что Дрейк – ключевой персонаж, тут и его звёздный час, и сольный выход, поэтому над его образом поработали хорошо, добавив в историю гениального парня необходимого драматизма и немного рефлексии. С остальными членами бэт-тусовки обошлись как-то простенько: Бэтмен уже привычно представлен одержимым персонажем, верящим, что его друг жив и не жалеющим себя в попытках вернуть его, но все остальные реагируют на чудесный камбэк как-то статично. Серьезно, я не верю, что появление человека, считавшегося мертвым, чья смерть внесла трагический разлад в жизнь каждого из его друзей, будет в реальности восприниматься так вот просто, с банальными обнимашками и «Я по тебе скучал». Но, может быть, у ребят просто не хватило на это время, оно тут вообще ведёт себя странно и непредсказуемо.
Развивая предыдущие сюжетные линии, Джеймс в соавторстве с Кристофером Себелой запараллеливают истории двух персонажей, умеющих непосредственное отношение к бэт-семейству. И эти истории разворачиваются на фоне извечного противостояния Утопии и Дистопии как возможностей развития любого организованного общества. Всё ещё не находящая себе места Спойлер погружается с головой в утопический проект персонажа, предпочитающего называть себя Анархией, хотя именно здесь ему больше всего подходит прозвище Хиппи. Коммуна в недрах Готэма? Идеальная модель общества в тени, в то время, как солнце на поверхности по привычке освещает беспредел? Определённо, это оригинальная авторская находка, хотя и не лишена абсурда. В это же время Глиноликий разрывается между своими взаимоисключающими ипостасями: очень хочет быть человеком, заслужившим прощения за свои прошлые поступки, и не может сдержать свою агрессивную, разрушительную сторону, над которой уже не властны даже экспериментальные препараты. В финале – жирный и красный намёк на то, что и кто будет дальше.
«Одинокое место для жизни» возвращает героя, объятого шлейфом нынешних и будущих проблем, и как будто закрывает долгий и важный этап авторского рана, который за его находки и сюжетные ходы можно назвать одним из интереснейших в рамках инициативы Rebirth. В плане рисунка, за который отвечают Эдди Барроуз, Альваро Мартинез и Кармен Карнеро, тоже всегда есть, на что посмотреть. Отлично выглядят и альтернативные обложки от Рафаэля Альбукерке, они в разделе допов, вместе с примечаниями. Серийная твёрдая обложка с выборочным выделением, 144 страницы, тираж 3000 экземпляров.