Главному герою комикса Алексея Мутовина «Дрёма» не спится, и, чтобы хоть как-то занять добавленное бессонницей (так, пока не спешите задаваться вопросом «А почему дрёма, если это про бессонницу?», я постараюсь объяснить это несоответствие попозже) время, он отправляется гулять по ночному городу. Нет, его не похитят инопланетяне, не изобьют гопники, он не найдёт проход в волшебный мир. Всё гораздо прозаичнее: его «просто так» поцелует проходящая мимо девушка, и попытка разобраться в том, а почему это произошло и кто она такая, запустит в голове персонажа цепочку воспоминаний о тех, кого он любил раньше. Читателей ждут три очень простые и наверняка многим знакомые истории не очень продолжительных (по разным причинам, от банальных, до необратимых) отношений, оставивших глубокий след в жизни автобиографичного главгероя и повлиявших, так или иначе, на его бессонное «здесь и сейчас».
Сам герой – обычный человек с улицы, с которым себя легко смогут ассоциировать читатели, скажем так, близкие к среднему возрасту, так же, как и он, помнящие времена, когда пластмассовые импортные фигурки Бэтмена или одного из Могучих Рейнджеров казались невероятным сокровищем, но в детских садиках ещё можно было послушать на пластинках песни из советских мультфильмов типа «Летучего корабля». Тут вас поджидает мощная ностальгическая атака, да и само первое воспоминание заряжено наивным и светлым ощущением детства. Кстати, сцена в саду интересна по двум причинам: во-первых, здесь показано частое нежелание взрослых разбираться в детских – а, на самом деле, очень серьезных, – проблемах своих маленьких подопечных, и это приводит к ранящему чувству несправедливости. Во-вторых, пацана в красном плаще, громящего иностранных «гик-интервентов», можно принять на аллегорическое воплощение будущего российского комикса, мол, мы вот вырастем скоро и всем там наваляем. Ок, это шутка, просто пришла в голову.
Затем герой вспоминает школьные времена, когда миром правил Гарри Поттер и магия была дико популярна, но в его личном мире всем заправляли чувства к одной хорошей девушке, разумеется, уже мало похожей на его первую любовь. Но как раз в этом случае всё закончилось не очень хорошо. Точно прописана следующая стадия взросления – в чудеса уже не веришь, но некоторая детская наивность всё же сохранилась, хотя при знакомстве с очередной миловидной девчонкой уже обращаешь внимание на совсем другие вещи. А третий эпизод, из студенческих лет, не оставляет сомнений, что детство кончилось окончательно, даже в факт его существования в твоей жизни уже с трудом веришь, а взрослая реальность пуста, холодна и физиологична. Вместо песен, сближающих людей – бутылка, вместо магии первого поцелуя – какой-то безэмоциональный секс; чисто субъективно, но и девушка главгероя в этом эпизоде самая, наверное, несимпатичная. Без обид.
Тем менее, она тоже оставила, конечно же, важный след в его жизни. И когда все три эти следа сливаются вместе под влиянием по-своему волшебного момента – не каждую же ночь вас на улице целуют незнакомки? – это позволяет сидящему на скамейке человеку сделать важнейший вывод, являющийся доминирующей мыслью всего комикса. Я даже процитирую его: «Копаться в воспоминаниях бессмысленно. Нужно прекратить цепляться за прошлое и отпустить его». Очевидно, что это «цепляние за прошлое» — и есть титульная Дрёма, затмевающая для нас реальность настоящего, и чем быстрее человек проснётся, начнёт правильно принимать мир вокруг себя, тем счастливее он будет. Как минимум, тревожные бессонницы его оставят. Хотя финал комикса с этой точки зрения имеет несколько смыслов: либо ночная рефлексия помогла герою перестроить свою жизнь и реальность вокруг, что привело к новой встрече, либо дрёма сильна и не отпускает его, затягивая в новый этап отношений, готовых утяжелить в дальнейшем груз воспоминаний и переживаний. Впрочем, это не истина в последней инстанции, вероятно, у других читателей и у самого автора возможны совершенно иные трактовки.
Мне сложно похвалить рисунок Алексея, потому что я люблю более сложные в визуальном плане работы. Тут где-то между «чтобы создавать комиксы, совсем не обязательно рисовать» и «рисовать комиксы может каждый», авторскую стилистику можно описать старым-добрым термином «naïve art». В целом, вместе с самой историей, все это неплохо работает и оставляет после себя послевкусие, хочется посидеть в тишине, подумать, помедитировать. Вспомнить, в конце концов. Это хороший комикс о человеческих отношениях и переживаниях, с хорошо поставленной драматургией, где нет лишних сцен и каждый кадр имеет свое значение, добавляя эмоциональности. Интересно, что русскую альтернативу из Сибири издают в Казахстане в «Oner Press», импринте издательства «Salben» (они выпустили «Про»). «Дрёма» вышла в мягком переплёте, формат 148х210мм, 48 страниц.