В 1954-м году он почти стёр с лица Земли крупнейшие города Японии. В 1967-м объятые войной джунгли Вьетнама были вытопчены и выжжены, когда он сцепился со своим противником. В 1975-м Гану постигли чудовищные разрушения, когда против него вышли летающие, прыгающие, насекомообразные и почти что лавкрафтовские гигантские твари. В 1987-м его двойник из космоса заставил испытать на себе холодную мощь огромных кристаллов. А в 2002-м ему даже потребовалась помощь в бою против трехголовой твари, чтобы спасти мир от полного уничтожения. И всё это время подле него находился японский солдат Ота Мураками, посвятивший свою жизнь охоте на него и поиску способов сделать так, чтобы Он не наносил больше свои разрушительные визиты. Он — это Годзилла, самый знаменитый монстр в истории, вышедшее прямиком из резинового костюма из старых, чёрно-белых японских фильмов олицетворение разрушительной силы природы, порождение чудовищного посттравматического синдрома, оставшегося после уничтожения Хиросимы и Нагасаки и надежда на то, что матушка-Земля всё же простит своих неразумных детей и пришлёт им на помощь в трудную минуту сурового и беспощадного защитника.
События комикса Джеймса Стоко («Aliens: Dead Orbit», когда-нибудь тоже издадут на русском) недаром начинаются в тот год, когда на экраны кинотеатров вышел первый фильм про Годзиллу, ведь перед нами, по сути, квинтэссенция всей долгой истории этого персонажа. Сначала ящер-гигант, кайдзю, крушил Японию в одиночку и без особых причин (помимо атомного ада, заодно отражая и вечный страх перед волнами цунами), затем у него появились не менее внушительные враги-соратники, все эти Мотры, Гидоры, Мегалоны, Роданы и другие существа, словно вышедшие из мест палеонтологических раскопок или же из народных сказок про Змея-Горыныча. Также обозначилась, в общем-то, положительная роль Годзиллы во всей этой истории, что не мешало людям выставлять против него все виды самого современного и экспериментального вооружения (вплоть до стрельбы миниатюрными чёрными дырами), да даже его механические копии (куда ж японцы без шагающих роботов), в тщетной надежде остановить и уничтожить. Всё это разворачивалось на глазах и при самом непосредственном участии Мураками, проделавшего путь от простого рядового до важного человека в организации с названием «Анти-Мегалозавровый Отряд». Мураками одержим Годзиллой так, как может быть одержим охотник, для него кайдзю, стреляющий из пасти смертельными лучами, представляет собой персонального Моби Дика. Но Ота не просто грезит тем, чтобы уничтожить, поставить ногу на остывающий труп поверженного врага и сделать фото на память с надписью «Я всё себе и всем доказал!», нет, он стремится понять мотивы Годзиллы, осознавая его роль хранителя баланса и, постепенно, проникается к нему уважением. Так можно уважать только очень старого врага, который не раз был близок к тому, чтобы уничтожить тебя, которому ты смотрел в глаза в самые ключевые моменты жизни. В этом есть что-то от стокгольмского синдрома и есть что-то абсолютно самурайское, так или иначе, два персонажа — кайдзю и человек — оказываются парой неразлучников, даже в свой последний бой уходя вместе, плечом к плечу. Впрочем, это уже спойлер, как, наверное, и то, что в комиксе не обходится без участия «учёного-вредителя», меркантильного злого гения, чьи изобретения несут только разрушения и хаос. Противостоянию с ним тоже уделено много внимания, и как раз его не стоит пытаться оправдать, тут прописан достаточно прямолинейный, мерзкий типаж из «шпионских» фильмов.
Массовые разрушения — это то, из чего комикс состоит примерно на 110%. В этом проявляется главный талант Стоко-художника: он, конечно, не гиперреалист, но рисунок создаёт предельно детализированный, во многом основанный на стилистике манги. Не знаю, сколько раз Джеймс при таком кропотливом подходе выходил за рамки издательских дэдлайнов, но вот вам реально комикс в формате 4К. Если он рисует Годзиллу или других кайдзю (а он это делает на каждой странице, это вам не голливудский ремейк 2014-го года, где виновника торжества немного показали под самый занавес), то он рисует на их телах каждую чешуйку. Или что у них там. Если рисует разносимые здания, то прорисовывает буквально каждый кирпичик, грозящий завалить героев-людей. Что уж говорить про заросли в джунглях, надписи на стенах, боевую технику, природные ландшафты, тщательно проработанные карты тех мест, где происходит действие той или иной главы, и прочие мельчайшие детали? Да и каждому человеку, поддавшемуся панике в разбегающейся толпе, тоже отведена своя маленькая роль. Выглядит всё это очень круто, многие развороты заставят вас буквально залипнуть. Особого драматизма добавляет работа с цветом Хизер Брекер, в цветовой гамме доминируют тревожно-закатные оттенки (всё верно, здесь вообще-то показаны сумерки человечества и попытки его уничтожения избежать), заменяющие собой кровь, которой в комиксе, в общем-то, и нет, как нет и особого насилия. Здесь — история непростых отношений человечества и природы, проявленная в постоянной погоне Оты за Годзиллой, плюс адский экшен, переданный с кинематографической достоверностью.Сразу после анонса «Полувековая война» превратилась для меня в один из самых ожидаемых комиксов от «Vicious Membrane/КомФедерации», и эти ожидания полностью оправдались, комикс отличный. Есть, над чем подумать, и есть с чего покайфовать любителям нестандартных несупергеройских историй.
Издана «Полувековая война» в мягкой, глянцевой обложке. Блок клееный, 128 страниц. Есть, я так понимаю, альтернативные обложки, не только от Стоко, но и от других художников. В самом конце представлены все выпущенные «Vicious Membrane» комиксы. Тираж 5000 экземпляров.