Мнение: Дядюшка Скрудж. Пропавшая корона Чингизхана

cover1.jpg

Корона Чингисхана фигурировала в одном из рассказов в недавно вышедшем на русском сборнике «Три Кабальеро снова в деле»: такой внимательный поклонник и последователь Карла Баркса, как Дон Роса, просто не мог пройти мимо столь занимательного предмета, занявшего свое место в утиной мифологии. А вот как эта корона оказалась пропавшей и что было сделано для того, чтобы она попала в коллекцию Скруджа Макдака – об этом Баркс рассказал в истории, впервые опубликованной в журнале «Скрудж Макдак» под номером 14 за 1956-й год. И этот год ознаменовался тем, что Скрудж вместе с Дональдом и его племянниками отправился в Гималаи, чтобы на высокогорном плато, куда не ступала нога человека, не только разыскать древнюю реликвию, но и поставить точку в споре «Существует ли Снежный человек или это всё выдумки?». Как бы обложка данного тома откровенно заспойлерит ответ на этот животрепещущий вопрос, но это мелочь. Что немаловажно, так это взгляд на загадочного гоминоида или же гуманоида по версии Дональда. У Баркса это не громила с шерстью как у медведя и не прямоходящая обезьяна-переросток – скорее, это типичный карикатурный дикарь, каким выставляли жителей экзотических земель во времена великих географических открытий и крупных колониальных делёжек. Дикарь этот туповат, носит в ушах побрякушки, реагирует, как сорока, на блестящие вещи и его легко обмануть с помощью мелочёвки за один доллар. И таких стереотипных «дикарей» в сборнике предостаточно, взять хотя бы обитателей подземного мира, террофермианцев, и индейцев-пигмеев, неожиданно ставших «соседями» Скруджа на его земле. Впрочем, выводя эти типажи, Баркс насмехается не над этими «детьми природы», а над теми, кто в погоне за выгодой вступает с ними в конфронтацию, уверенный, что обмануть «дикарей» — это как отнять конфетку у ребенка, но жизнь-то оказывается гораздо сложнее. Да и подкупить их в мире, где продаётся всё и вся, оказывается, не просто.

Chingiskhan_pdf_io1

Кстати, в «Подземной стране», имеющей определенные параллели с романом Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», прослеживаются повторяющиеся Барксовские мотивы: в рассказе 1951-го года «Рождество в Беднотауне» (на русском должен выйти сборник с таким названием) все сокровища Скруджа проваливаются под Землю и их совершенно невозможно достать. К марту-маю 1956-го Макдак, очевидно, про это успел забыть, но болезненные переживания скрежещут мрачными мыслями в его голове, он параноит на тему, что деньгохранилище может исчезнуть в недрах земли. И для этого нужно понять, что же за процессы в этих недрах происходят. Само приключение по содержанию вполне Верновское, но описание подземных обитателей с их абсурдными забавами и раздувающимся как шар самомнением больше напоминает сатиру Джонатана Свифта. «Коварное предсказание» демонстрирует редкий пример того, как Скрудж может обмануться и даже войти в серьезные траты, доверившись предсказаниям на кофейной гуще – он становится обладателем микроучастка земли (жителям России с её широкими просторами этого, может, и не понять, но в некоторых странах шуточки про земельный розыгрыш с призами в пару квадратных сантиметров кажутся очень едкими и остроумными), который по всем понятиям должен принести его прибыль. Здесь Карл дополняет портрет главного героя чертами, которые из гениального богача и скряги делают обычного человека…гхм, утку, конечно же, которому свойственны ошибки, вызванные суевериями, тщеславием и самомнением.

Chingiskhan_pdf_io2

Богачи привыкли меряться своими богатствами. Отсюда яхты, небоскребы, футбольные клубы и прочее. Но что делать, когда накопленные капиталы двух самых богатых селезней в мире почти равны, а очень хочется гарантированно называться «богачом номер один»? Путь утиной семьи лежит в Африку, где вечный конкурент Скруджа (и почти его точная копия, разве что одинокая, лишенная какой-бы то ни было поддержки близких людей…гхм, уток, конечно же) решительно настаивает на том, что он богаче всех. В этом споре Африка со своей дикой природой вносит свои коррективы в контрольный «замер», превращая финансовое соревнование в настоящее приключение, как и положено в этих комиксах. Или же в настоящий фарс, если взять за внимание предмет измерений. Флинтхарт Гломгольд сейчас, кстати, кажется гораздо более многозначительным персонажем, чем воспринимался в детстве. Он типичный потомок хватких голландских поселенцев, превративших ЮАР в свой новый дом и решавших многие проблемы методом, получившим название «апартеид», эхо которого по всему Чёрному Континенту аукается до сих пор. В этом и прелесть «Утиных историй» — за интересной детям «развлекаловкой» взрослый разглядит серьезные темы и занятные отсылки. И всё равно получит массу «детского» удовольствия от всей этой «развлекаловки».

Chingiskhan_pdf_io3

«Назад в далёкое прошлое!» насмехается над популярностью в середине шестидесятых сеансов гипнотизеров, обещавших пробудить у человека память о прошлых жизнях. Это сродни современной моде на гадалок и экстрасенсов, только тогда разводилами являлись хотя бы люди в приличном деловом костюме. Разумеется, в прошлых жизнях герои были тесно связаны с богатством и приключениями и у них появляется повод найти сокровище пиратов в условиях жесткой конкуренции между собой. Обескураживающий (а в этом томе дядюшке Скруджу что-то особенно не везёт) финал заставит полезть в справочники, чтобы проверить указанную в самом конце информацию и поразмышлять о том, что в разные времена у людей были разные приоритеты и представления о том, что может быть дорогим и перспективным. Фанатам «пиратского экшена» обязательно эта история 1957-го года придётся по душе. Затем Скрудж решает поучаствовать в телевикторине, и если бы всем её участникам так же просто давали выиграть деньги, как это показывает шутник-Баркс, иронизируя над «шоу для тупых»…короче, интересный пример того, как деньги в очередной раз не способны принести счастье и доставить хлопот не меньше, чем племянничек Дональд. Совсем не лицом поворачивается удача Макдаку в истории о том, как даже самый богатый селезень в мире не может тягаться с госструктурами. Затем громогласное эхо холодной войны разрывает воздух, но в основном залпами смеха, в рассказе «Ледяная покупка». Скрудж повелся на ажиотаж (да, он всего лишь человек…утка, которой вновь не чужды пороки и досадные ошибки) и выбросил на ветер триллион долларов, вступив заодно в противостояние с агентами враждебной страны. Вот странно, никаких намёков на СССР тут нет (не считать же за намёки шутки про две раковины на всё население страны), но сразу понятно, кого имеют ввиду, да и голливудские стереотипы встают перед глазами, когда в комиксе беснуются «tovarischi».

Chingiskhan_pdf_io4

Но на фоне противостояния держав гораздо смешнее выглядят попытки спасти ту самую покупку за триллион, напоминающие великие гэги чёрно-белого кино. Так в «Краю карликовых индейцев» гораздо смешнее выглядит уже просто инстинктивное стремление Скруджа просчитывать возможность прибыли во всём что его окружает, хотя пять минут назад он сам провозглашал «back to nature» и побег из шумного мегаполиса. Карликовые индейцы-чигчириги – по сути, чистые, невинные, оттого и легко идущие на жестокость дети, а сама история (одна из лучших в сборнике) содержит прямые отсылки на «Песнь о Гайавате», вплоть до героического поединка с гигантской рыбиной. «Головокружительная речная гонка» могла бы легко вписывается в поздний цикл Дона Росы «Жизнь и времена Скруджа Макдака», ведь в ней главный герой на волнах своей памяти возвращается в те дни, когда он командовал самым быстрым пароходом на реке. Но в затылок ему уже дышали братья Гавс, и вот однажды судьбу солидного заказа решили определить с помощью гонки пароходов. Популярная тема в классической американской литературе, можно вспомнить о Марке Твене и сказать о том, что в те времена это заменяло всякие «Форсажи» на раз-два, адреналина и драйва в подобных испытаниях было не меньше. А идей, как обогнать противника с помощью хитрости и чудес техники – куда как больше. Можно увидеть здесь дедушку Винта Разболтайло, Вентиля, хотя отличить их друг от друга крайне сложно.

Chingiskhan_pdf_io5

Это что касается «больших историй». Также в сборнике много одностраничных стрипов, демонстрирующих, что дядя Скрудж, конечно, ужасный скряга, но умеет зарабатывать в любой ситуации. С чувством юмора у Баркса всё ОК, поэтому «коротыши» вполне себе радуют и веселят, это яркий пример того, что в некоторых случаях да, краткость всё же сестра таланта. По части примечаний и дополнений издание, как и предыдущие тома, на высоте. Гораздо более солидные люди чем я – писатели, сотрудники Disney, профессора и режиссёры, — разбирают части книги, описывая, как остро и актуально Баркс реагировал на политические, экономические и социальные моменты той эпохи. Представлено большое количество обложек. Рассказано о том, как некоторые выпуски собирали порой по частям, о том, что где-то не хватало страниц и только по счастливому стечению обстоятельств находились у разных людей в коллекциях нужные раритетные странички. Вроде бы никто проделанной работой не хвастается, но результат и то, чего он стоил, внушают уважение. И радость за то, что в итоге мы получили такие объемные, информативные и в целом классные издания. Вообще, «Утки» — редкий пример комикса, который и более чем полвека спустя читать интересно, и не только потому, что это «классика» и «в детстве мультик нормально заходил». Наверное, все мы внутри немного Барксовские утки, непоседы, порой с дурными характерами, которых вечно тянет на приключения. Жаль, что денежного хранилища не прилагается, но это уже мелочи. Отличная серия, впрочем, вы за столько выпущенных томов уже и сами наверняка это поняли.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s