Про «Голод» издательство «Molot Hardcorp» (тогда ещё «Molot Comics») стало говорить сразу же, как только появилось: намекало на новую комикс-вселенную, будоражило действительно неплохими эскизами и артами, обещало запустить серию «вот-вот». Но за это время успел и «Паша Техник» выйти, даже прогулявшись по альтернативным вселенным, а «Голод» превратился в долгострой. Хотя издатели исправно и грамотно подогревали к своей задумке интерес, не давая читателям «остыть». И вот наконец-то первый том многообещающей отечественной истории увидел свет… точнее, если отталкиваться от его его содержания и прибегать к пафосу, выполз из тьмы. Потому что творятся в нём вещи ужасные, этой самой метафорической и порой очень ощутимой тьмы достойные.
Действие происходит в альтернативной реальности, о чём можно узнать не только из аннотации, но и из самых первых кадров. На них в тревожную ночь переломного 1993-го года человек в военной форме Красной Армии ведёт переговоры с существом, явно перекочевавшем из очень тёмного и злого фэнтези. Человек в форме носит железную маску как Виктор фон Дум, но даже она не может скрыть того, что перед нами – товарищ Сталин, подтянутый и молодой, хотя все называют его Велизар. Он глава организации «Вече», которая контролирует сверхлюдей. Эта информация взята из той же аннотации, и, если бы он она, я бы так и не понял, что в этой вселенной есть какие-то сверхлюди. Потому что при этом слове в голову автоматически лезут персонажи из супергеройских комиксов, а здесь подобных субъектов вообще не наблюдается, даже идея «сверхлюдей» никак себя на страницах первого тома не проявляет, оставаясь «фразой с обложки», где ещё написано, что почти в каждом крупном городе есть своя команда супергероев, что вообще не имеет отношения к «Голоду» на данной стадии, зато хорошо передаёт смысл другого «молотовского» комикса «Миротворцы». Получается, что «Вече» — это наш аналог «Пацанов» Энниса, только дозволено им гораздо большее. Ладно, конкретно в данной ситуации «Вече» контролирует не типовых сверхлюдей, а адептов некоего культа «Голод», которые поклоняются богу Мору, и даже одного описания этого культа и взгляда на его служителей хватает, чтобы понять: сатанисты на их фоне — всего лишь кружок любителей нетрадиционных религий.
Из брошенных фраз можно узнать, что между «Вече» и «Голодом» установлена некая договорённость, под залпами оружий (стреляющим не по Белому дому, а по сталинской высотке) подвергающаяся обоими сторонами сомнениям. Но напряженность, повисшая в тёмной комнате «высотки» — это не все проблемы. Один из элитных бойцов Велизара, Владимир а.к.а. Санитар, именно в этот момент решает, что с него хватит, прерывает важный ритуал, спасает своего новорожденного сына и прорывается сквозь толпу бывших коллег, носящих на голове маски с виде козлиных голов, и сектантов, под проливным голливудским дождём устраивая тотальную бойню, залитую кровью, кишками и адреналином выше всяких пределов. Но самое прикольное – это еще не пик «визуальной жестокости», на которую идут создатели комикса, дальше будет круче.
Так выглядит пролог «Голода». Затем, после тревожной интерлюдии, выполненной совсем в другой визуальной манере «авторского комикса», начинается основное действие. 2018-й год, город Ленинск (разумеется, если есть Сталин, то и вождю мирового коммунизма тоже нашлось место), типичная русская провинция, изображённая, кстати, с великолепным реализмом. Деревянные, чуть покосившиеся, но не утратившие своего тепла и уюта дома, улицы без дорог, тихо истлевающие памятники Ильичу, бабушки в платочках и интерьеры квартир с коврами на стенах и обитыми дермантином дверями — всё как живое. Под вечным дождём два паренька, один из которых является сыном того самого Владимира, обсуждают положение дел в городе (мэр подался к каким-то сектантам, носящим козлиные маски), в стране, и русскую метафизику (слова «тоска» нет ни в одном другом языке и так далее). Атмосфера такая, что начинает закрадываться мысль о том, что перед тобой концепты нового фильма Юрия Быкова, опять снимающего про народ. На самом деле, это выглядит хорошо.
Но всё, что творится дальше, выглядит ещё лучше, при условии, что вас художественный вкус формировался обложками альбомов с разным трэш-металом и грайндкором, слэшерами всех категорий про зомби-апокалипсисы, монстров, восставших из ада и так далее. Потому что скоро юные герои (к которым присоединяются их родители) окажутся на заводе, забитым жуткими тварями, в которых не сразу угадываются родные и близкие люди, поклонниками Мора и бойцами «Вече». Начинается то, что полностью оправдывает долгое ожидание «Голода» — настоящая БОЙНЯ, проработанная художником предельно детально. И иногда эта гипернасыщенность рисунка вредит восприятию, потому что за горами плоти, её внутреннего содержимого и потоков крови бывает трудно разобрать, что вообще происходит, пока кто-то кому-то отсекает полчерепа или шинкует кого-то на части. Есть и крайне драматические моменты, правда, весьма стандартные, на уровне «ты убил моего отца!» и «она стала другой, её уже не вернуть!», их мы видели в сотнях ужастиков. Пока всё это творится, через видения главного героя в комикс приникает ещё одна, чёрно-белая интерлюдия, саундтреком к которой хорошо зашел бы особо безысходный depressive doom metal, но она тоже кое-что объясняет и показывает. Может быть, как раз наличие тех самых сверхлюдей. Или то, что все люди одинаковые и ничего сверх меры от них ждать не стоит.
Итоговое впечатление таково: визуально «Голод» выглядит отлично, флэшбэк-вставки смотрятся неплохой попыткой сыграть в «инди-комиксы», задуманная таковой мрачная атмосфера пробирает до костей. В сюжете же много непоняток, в частности, не до конца прописаны отношения «Вече» и «Голода», и не всегда очевидно, кого тут на самом деле рубят в капусту, поклонников Мора или боевиков Сталина-Велизара. Сам Сталин-Велизар отыгрывает главный либеральный миф про «миллион изнасилованных и убитых лично Иосифом Виссарионовичем», но как персонаж он не настолько утрирован, в нём чувствуется сила, понимание своей цели (как бы она не ускользала от читателя) и умение решать ситуации. Так что это совсем не тот Сталин из журнала «Огонёк» девяностых. Все эти сюжетные недомолвки наверняка будут объяснены далее, важно, чтобы ожидание продолжение не затянулось также, как ожидание первой части. В целом мне понравилось, но особо впечатлительным людям я бы не рекомендовал, это 100% хардкор и возведённая в абсолют брутальность. Сценарист – Владислав Погадаев, «отец» комиксного «Паши Техника», художники – Станислав Кримян и Евгения Чащина. Мягкая глянцевая обложка, клееный блок, 120 страниц, из которых немалая часть отведена под допы в виде концепт-артов и цветных рисунков, вполне подходящих на роль «варианток». Тираж 2500 экземпляров.