Мнение: Марвел Нуар. Полное издание

00

Когда разбирали правильные термины для обозначения того или иного культурного явления, американцы подсуетились и застолбили за собой французское «noir», звучащее романтично и оставляющее на языке благородное послевкусие. Русским досталось более грубое слово «чернуха», услышав которое, сразу же вспоминаешь не «Мальтийского сокола» и детективы Раймонда Чендлера, а «Груз 200». Хотя по сути, оба слова обозначают примерно одно и то же, правда, с учётом разных культурных, политических и временных особенностей. Так или иначе, «нуар» отлично прописался в американской и мировой массовой культуре, неплохо себя чувствует и поныне (достаточно вспомнить «Ворона» и более очевидный «Город грехов»), доказывая, что атмосфера недоверия, обреченности и цинизма, общее ощущение незащищенности и упадка характерно и для современного общества. Но поговорим всё же о классических атрибутах жанра, которые в полной мере раскрыли и представили на суд публике авторы и художники серии комиксов «Marvel Нуар», подобрав для этого знаменитых героев «Дома Идей», органично вписавшихся в обстановку 30-40 годов прошлого века. Для этого даже не нужно было переписывать их хорошо известные фанатам биографии, стоило лишь добавить туда фетровых шляп, сигаретного дыма, виски со льдом, бандитского произвола и роскошных женщин, от которых зачастую исходит куда большая опасность, чем от уличных преступников.

2_10cdcb5ac690ee991c5e00a78264567d

Открывает омнибус Росомаха, он же частный детектив Джим Логан. Сразу отмечу, что за основу этой истории сценарист Стюарт Мур многое взял из комикса «Росомаха: Начало» Пола Дженкинса, описавшего детство и отрочество главного героя, так что для полноты картины не помешает прочитать этот ориджин. По сюжету, однажды к депрессующему Логану в офис постучалась красавица Марико с неожиданной просьбой, после чего напарник Джима, Пёс, пропадает, а сам Росомаха, вооруженный не костяными лезвиями, вылазящими из рук, а оружием из арсенала ниндзя, с переменным успехом (как и положено в рамках жанра, чаще бьют его, чем он) пытается распутать клубок загадок, тянущийся из его прошлого, где есть верный друг, подруга и отец-святоша с садистскими представлениями о воспитании. Давайте я сразу скажу, что картинка здесь тёмная, мрачная, наполнена реалистичным насилием, это можно смело отнести ко всем остальным частям омнибуса (кроме одной от Снайдера, о ней ниже), обилие густых теней оказывает воздействие на эмоциональном уровне, как мрачная погода за окном, как накатившая меланхолия или неразбавленный виски, который здесь пьют все.

4_c6174295da803cb5c8185563a4875cf7

Далее следуют две истории о Людях Икс, которые здесь изгои, а их лидер Ксавье гордо именуется «Профессором преступного мира». Начинается всё с найденного трупа одного из ключевых персонажей женского пола, на теле которого другой ключевой персонаж (всё по канону) оставил смертельные следы своих когтей. Честно говоря, на мой субъективный взгляд «Иксовые» сюжеты – самая слабая часть серии, сценарий Фреда ван Ленте сумбурен, он с трудом управляется с большим количеством действующих лиц, при этом вводя ещё одного супергероя, летающего в синем трико с красным плащом. Есть и небольшой бонус, рассказ на классическую опереточную тему «циркач мстит богачу», вот он уже неплох, да и рисунок Денниса Калеро, крайне напоминающий комикс-адаптацию «Тёмной башни» Стивена Кинга, часто задерживает на себе взгляд.

1_f30aa8c2f188f37390630eafdcd8831f

Но совсем другое дело – две истории про Человека-Паука, как и в случае с «Флэшем» линейки Rebirth, тут нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к рисунку Кармине ди Джандоменико, но сами сюжеты за авторством Дэвида Хайна и Фабриса Саполски просто великолепны, авторы отлично вписали Питера Паркера и его обычное «комиксное» окружение в «чёрную стилистику». Дядя Бен, герой Первой Мировой, убит, тётя Мэй в бедных районах ведёт социалистическую пропаганду среди бедняков, журналист Бен Урих борется со своими «демонами» и берёт под опеку Питера, Фелиция Харди управляет ночным клубом и готова приютить на ночь супергероя в чёрном, перешитом из старой военной формы костюме, отказывая в более серьезных отношениях. Город «кошмарит» мафиозный босс Норман Осборн, его приспешник с лицом Носферату из знаменитого чёрно-белого фильма не прочь перекусить человечиной, а разлетающиеся по улицам листки «Дейли Бьюгл» обвиняют Человека-Паука по всех смертных грехах (потому что у Джея Джоны Джеймсона в этом коррумпированном мире тоже есть своя роль и задача), также нагнетая обстановку новостями из-за океана об укреплении национал-социалистов в Германии. Последнее сыграет важную роль во второй части (с названием, взятым у классического французского ужастика 1960-го года), где Паркера ждёт встреча с безумным гением (оказавшимся в ситуации Стивена Хокинга), по воле фашистов проводящим опыты над чернокожими американцами. Сюжет обоих частей крепко сбит, в нём поднимается масса актуальных не только для начала прошлого века тем, он следует канонам жанра, органично вписывая туда всех перечисленных героев. Стоит отметить, что нуарный костюм чертовски стильно выглядит, недаром он символично перебрался на обложку сборника. Да, и Человек-Паук, вооруженный пистолетом, здесь готов убивать.

4_f811812a1bc41d4d755f65d050891bc1

А вот Скотт Снайдер в свою очередь отходит от традиций «крутого детектива», напоминая о палповых приключенческих брошюрках. Тони Старк в интерпретации автора «Бэтмена» — это аналог Дока Сэвиджа, богатый охотник за приключениями, герой бульварных журналов, путешествующий по миру в поисках древних артефактов в компании верных друзей. Соответственно, сюжетно эта часть сборника больше похожа на новую серию «Индианы Джонса» (тут и главзлодеи тоже нацисты, что очень удобно), что как раз и выделяет её на фоне остальных сюжетов. Много экшена, экзотических локаций вроде Атлантиды, штампов эксплуатационного кино типа сцен с поркой малоодетой Пеппер Поттс, в наличии камео Нэмора в образе капитана самого быстрого судна в мире. Художник Мануэль Гарсия чётко проапгрейтил костюм Железного Человека, летает он так себе, но лихо давит фашистов гусеницами и голова-череп наводит паники на врагов. В общем, захотел Снайдер написать «палпа» — и сделал, по сути расписавшись в уважении в «низшему жанру», из которого и вышли комиксы.

4_f8c514f7e0f0df391dc51ad9cda198df

Далее идут самые «нуарные» персонажи Marvel. Сорвиголова, в тёмной и стильной «оболочке» (заслуженные похвалы Тому Кокеру), явно напоминающей о блистательном ране Бендиса/Малеева, успевает влюбиться в очередную и непременно роковую красотку, преподносящую в финале сюрприз, стать разменной монетой в войне Фиска и нового претендента на звание главного бандита Адской Кухни, когда-то убившего отца Мэтта. Напряженная, угрюмая и чертовски затягивающая история с хорошо прописанными персонажами, одна из больших удач серии. «Откинувшийся» Люк Кейдж возвращается в Гарлем, где все его знают как Пуленепробиваемого и Силача, и, конечно же, сталкивается с загадкой убийства белой женщины, с тайной пропажи своей любимой, с бандой альбиноса по кличке Надгробье. Хорошо прописана атмосфера «чёрного района» города, джаз буквально льётся вам в уши, пахнет специями, бедностью и всеобщей круговой порукой, миром, который отчаянно нуждается в Герое. Наконец, «Каратель» — в начале века юный Фрэнки помогает своему отцу, герою войны, в его лавке и слушает радиопостановку (ещё один важный символ нуарной эпохи) про уличного мстителя, воплощающего народные мечты о «добре с кулаками». Проходят годы, и выросший паренёк затачивает ножи, надевает маску с «Ангелом Смерти», заряжает оружие и отправляется мстить Голландцу Шульцу, архитипичному боссу мафии, жестоко (но почему-то стильно) карающему своих подопечных за малейшие промахи. Сценарист Фрэнк Тиери строит сюжет по законам жанра, но в конце добавляет термоядерного трэша, то вводя в комикс суперкиллера-трансвестита (ставшего таким по причинам, хорошего знакомым, к примеру, Жёлтому Ублюдку из Миллеровского «Города грехов»), то устаивая лютую разборку в городском зоопарке с бойней как животных, так и с «помощью» животных. И вот этим как раз «Каратель» выбивается на фоне остальных частей омнибуса.

Изначально «Комильфо» издавало эти комиксы по-отдельности, в тпб чуть меньшего формата по сравнению с другими марвеловскими комиксами в мягкой обложке. Но, очевидно, серия пошла, книжечки разлетелись по коллекциям ушли в раздел «Нет в наличии», после чего получили более дорогое, коллекционное издание, чёрную глянцевую обложку которого щедро украсили классно выглядящим серебристым тиснением. Помимо комиксов, собрано здесь немало бонусов: эскизы, дизайн персонажей, концепты, альтернативные обложки, нераскрашенные страницы. Размер омнибуса 252х171мм, в нём 940 страниц, тираж 5000 экземпляров. Отличная подборка взрослых, криминальных сюжетов, дающих возможность посмотреть на популярных героев с другого ракурса… может быть, отметив для себя с удивлением, что «чёрное» им очень к лицу.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s