Мнение: Сорвиголова. Том второй

bdsfV-osDew_1_.jpg

При чтении первого тома «Сорвиголовы» создавалось впечатление, что Фрэнк Миллер, придя на серию прямиком посреди «чужой» сюжетной линии (отчего резкое начало комикса требовало от читателя хотя бы приблизительных знаний о том, что было раньше), некоторое время привыкал, подражал стилю художников, которые работали до него, и раздумывал над вариантами того, как стоит рассказывать далее о слепом адвокате Мэтте Мёрдоке и его альтер эго в алом костюме. Так что те выпуски были, разумеется, интересными, но и по манере повествования, и по визуальной составляющей не сильно отличались от принятых тогда стандартов супергероики. Но, пообвыкнув, Миллер повернул серию в нужное русло, превратив её в жесткий криминальный боевик, в котором было чуть больше насилия, крови и смертей «ранее неприкосновенных» действующих лиц, чем того требовал типичный «подростковый» комикс, подымались актуальные темы уличной преступности, наркотиков, доступных даже для детей, мафиозных заговоров, легитимности «личного правосудия». При этом Фрэнк и его партнёр по рисунку Клаус Янсон очень удачно откликнулись на гремевшую тогда популярность фильмов про восточные единоборства с участием Брюса Ли, представлявшего собой идеальный пример героя-одиночки, которому, несмотря на все его способности, не всегда уготован хэппи-энд.

F2fEtetxIqI

Сборник стартует с того, что Мэтт должен защитить (причём один, потому что его партнёр Фогги почему-то стал его избегать) в суде преступника, который находится на реабилитации и вроде как медленно, но верно движется к исправлению. Но тогда кто, очень подпадающий под его описание, нападает на людей в тёмных подворотнях? Кстати, о подворотнях – именно они становятся местом действия комикса, и именно их, а также подпольные притоны и портовые кабаки, авторы наполняют маргинальными личностями, которые плюют на полицию и, побаиваясь Сорвиголову, тем не менее, всегда готовы как следует пройтись по нему ногами, руками и подручными предметами. Да и он получает информацию отнюдь не гуманными методами. Между тем, в городе появляется бывшая возлюбленная Мэтта, а ныне наёмная убийца Электра. И у неё с Сорвиголовой крайне сложные отношения, настолько, что она становится личным ассасином Кингпина, главного человека в преступном сообществе мегаполиса. Так начинается один из самых известных сюжетов в истории Сорвиголовы, где яростный экшен, основанный на противостоянии героев с ниндзя из клана Руки и отличающийся четкой, лаконичной и по-восточному утончённой графикой, в которой уже чётко прослеживается фирменный стиль Миллера, доведённый до максимума в «Городе грехов», замешан на личных трагедиях, невосполнимых утратах, вопросах мести и дружбы. В какой-то момент Сорвиголова теряет свой «радар», позволявший ему не сильно беспокоиться по поводу слепоты, и наступают ситуации, когда он может доверить свою жизнь только Электре… мечтающей его убить.

scrn_big_01

Для того, чтобы всё вернуть как было, Мэтт, по заветам «кунг-фу боевиков», должен найти сэнсея, когда-то научившего его «радарному зрению». И это приводит его к, пожалуй, самому странному приключению в духе психоделических опытов, описанных разными гуру типа Тимоти Лири. Если коротко – в одном из выпусков Daredevil должен встретиться с самим Devil’ом и одолеть его. Также в комикс вмешивается элемент политики, когда герои вместе с журналистом Беном Урихом (на примере которого авторы исследуют проблемы журналистской этики и исследуют реакцию читателей на протыкание ключевых персонажей ножами, намереваясь в дальнейшем не раз прибегать к подобным приёмам), знающим тайну личности Сорвиголовы, должны вывести на чистую воду кандидата в мэры, являющегося марионеткой мафии. Для чего нужно отправиться в подземелье города, где кишит пусть уродливая, но жизнь.

Pjeq8b6LpAA

В этом томе происходит событие где-то на уровне «Смерти Гвен Стейси», вызывающее шок не только у главного героя, но и у тех, кто следит за его приключениями. Оно сильно меняет Мэтта, который буквально сходит с ума, бросается разрывать могилы и плевать на принципы ненасилия. В общем-то, это настоящий переворот, устроенный Миллером, который смог развить личную трагедию в лихо закрученную криминальную драму с очень неожиданными поворотами сюжета. Как художник, Фрэнк, уже всё доказавший несколькими выпусками раньше, изображая драки с ниндзя, здесь выходит на уровень Мастера, создавая эпизоды с противостоянием Сорвиголовы и Меченого, когда движения и динамика ощущаются читателем почти на физическом уровне. Финал этой схватки показывает, что главный герой и комиксы о нём никогда уже не будут прежними.

Также во втором томе появляется Каратель. Из досье, расположенного в конце книги, следует, что настоящее имя персонажа засекречено, но мы то его знаем. Покинув тюрьму, Каратель попадает в город как раз в тот момент, когда там из-за заполонившего улицы наркотика начинают гибнуть дети. Сама по себе тема мрачновата для комиксов «развлекательного жанра», да и авторы довольно безжалостно нагнетают «правды жизни» в сюжет, делая его очень тяжелым… и правильно, весь этот реализм и жестокость имеют больше шансов достучаться до основной аудитории комиксов, нежели типичное взрослое «Нельзя!». Пока Сорвиголова, обманутый своим чутьем, вступает во внутренний конфликт между адвокатом и убитым горем борцом с преступностью, Каратель начинает эту самую преступность категорически уничтожать, не совсем понимая, почему парень в алом костюме не хочет ему помогать и даже мешается под ногами. Их потасовки и разборки – это не только брутальные скачки по крышам и выстрелы, но и размышления авторов на тему «допустимой жестокости» и «буквы закона», так и не прозвучавший, но повисший в воздухе вопрос «а что бы выбрали вы?».

scrn_big_02

Может быть, Хизер Гленн, девушка Мэтта и владелица огромной корпорации, и не занимает в комиксе много места и времени, но сцены с ней крайне важны. Она – пример того, как настоящий супергерой вынужден отказываться от простой жизни и ставить интересы тех, кто в опасности, над интересами тех, кто входит в его круг самых близких людей. Хизер реально жаль, она интересный драматический персонаж и если в её поступках есть перегибы, то это определённо следствие действий Мэтта, не способного разорваться между «хочу» и «надо». Так что оба ключевых женских персонажа здесь проработаны со всей психологической достоверностью. И если для одного всё кончено, то для другого, как на то намекает финал комикса, всё только начинается. Вообще Миллер не раз доказывал, что при всей брутальности своего стиля он легко может писать о любви – но любви трагической, обречённой, когда за столь ожидаемыми романтическими сценами следует не свадебный марш, а крах всех надежд. В рамках сюжета это работает идеально.

Миллер и Янсон сделали Сорвиголову мрачным. Это факт. Потом от этого отталкивались все остальные авторы до Марка Уэйда, который переломил ситуацию и вернул слепого адвоката в русло занятной развлекаловки. Но это уже другая история. А эта категорически крута и всячески рекомендована к прочтению, сюжет, эмоции, действие и атмосфера на высшем уровне. Можно легко читать без первого тома, но лучше ознакомиться с «истоками», так сказать, для понимания того, что «было» и что «стало». В русском издании, включающем выпуски со 173-го по 184-й, много допов: предисловие Янсона, большое интервью с создателями, досье на героев, эскизы, обложки к различным сборникам. Твёрдый, стильно-бардовый переплёт, формат 254х170мм, 328 страниц, тираж 3500 штук.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s