Если притвориться, что первого тома «Алой ведьмы» всё же не было (вероятно, как бы велика не была колдовская мощь Ванды Максимофф, избежать проклятия, обрекающего серии комиксов про персонажей женского пола в нашей стране на проблемы и непопулярность, ей не удалось, хотя, может быть, всё дело в изменившейся издательской политике), то можно радостно констатировать появление ещё одного омнибуса на нашем рынке, да ещё и про героиню, непосредственным образом связанную со «Мстителями», фильм про которых готовится порвать мировой кинопрокат. Только в комиксе Джеймса Робинсона Ванда никуда после щелчков пальцев не пропала, напротив, она живёт в Манхеттене спокойной, но не радостной жизнью: из Мстителей она шла, предыдущие «психические сбои», приведшие к разным эпохальным событиям типа «Дня М», аукаются ей в настоящем, она лишилась семьи и одиночество ей скрашивает лишь очень деятельный и полезный призрак ведьмы Агаты, которая была нянькой детей Рида Ричардса (о нём старушка, болезненно реагирующая на это самое слово «старушка», отзывается не очень лестно, чего только няньки в своей жизни не насмотрятся) и которую Ванда… однажды убила, что не мешает их вполне дружеским отношениям.
К тому же колдовство, которое использует Ванда, та еще коварная штука – каждое произнесённое заклинание отбирает у ведьмы силы, приближает её старость, добавляя морщин и седых волос, которые можно закамуфлировать для окружающих. Но не для зеркала. Ванда иногда помогает полиции и людям, которые отводят глаза и испытывают противоречия со своей основной религией (колдунья всё-таки!), но больше им пойти не к кому. И однажды, во время сеанса экзорцизма, Ванда понимает – колдовство во всём мире «заболело», что-то с ним не так. Это становится началом долгого путешествия героини на разным странам, формально – чтобы разобраться с данной проблемой, на самом деле, как покажут ключевые события комикса, чтобы узнать о своём настоящем происхождении, найти свою семью. Потому что всем известную версию о том, что Ванда и её брат Пьетро – дети Магнето, сценарист ставит под сомнение. Но это не важно, важна лишь магия – «вещь», как гласят народные предания, абсолютно женская, и разбираться с ней должны сами женщины.
Что в итоге получилось у Робинсона? Дамский аналог сериала «Сверхестественное» и ему подобных, только гораздо большего масштаба. «Поехавшее» колдовство проявляет себя в разных частях света, и Ванде приходится усмирять Минотавра на острове Санторини в компании богини-подруги, сражаться с заклятым врагом на полях Ирландии, погружаясь в её древнюю, колдовскую историю, и в режиме полной тишины изгонять призраков своих «коллег», осуждённых на смерть ведьм, из испанского монастыря. Затем, в Париже, Максимофф должна вернуть тягу к жизни и к подвигам в душу главного французского супергероя, призвав из небытия дух его любимого человека, а после её следы ведут в Гонконг, где девушка по имени У, наследница сильной колдуньи, работает в полиции, представляя собой новое поколение чародеек, предпочитающих заговаривать не зубы, а табельное оружие. Этот же колоритный персонаж появляется в первом выпуске «Последних дней магии» из серии «Доктор Стрэндж», где при полном отсутствии Ванды, зато при поддержке самого Доктора она должна вспомнить трагическую историю своих родителей. Что делает её ещё ближе к Алой Ведьме, которая занимается анализом своего прошлого при поддержке психиатра, затеявшего с ней странную игру. Это очень важная глава, если учесть, что про Алую Ведьму выходило на русском мало комиксов и многие знают о ней только из фильмов КВМ – так, выпуск под номером «8» поможет пролить свет на основные события биографии героини. А девятый выпуск из прошлого переносится в настоящее – точнее, учитывая реалии российской комикс-индустрии, даже в будущее, поскольку забегает вперед по таймлайну, являясь тай-ином к недавней, второй «Гражданской войне». Здесь можно увидеть, как Ванда выясняет отношения с братом (этот, казалось бы, «конфликт на один сингл» сыграет важную роль в финале), и почему выясняют отношения Тони Старк и Кэрол Дэнверс, вновь подтягивая в свои ряды почти всех марвеловских супергероев.
Далее – по-восточному медитативная, наполненная восточными же чудовищами и элементами восточной магии (вроде лисиц, в которых переселяется дух умерших) история-расследование, действие которой происходит в заснеженной Японии, где Ванда помогает разобраться с наследием погибшего колдуна, не оставившего наследства. И эта постоянно возникающая тема приводит Алую Ведьму на родину, в Сербию, где тайны её рождения и настоящих родителей раскиданы по кочующим цыганским таборам. Сентиментальные и опасные встречи вновь, как и в самом начале, вынуждают Ванду вступить на Тропу Ведьм, то есть, перенестись в некое колдовское измерение, чтобы получить ответы и в компании таких же ведьм победить того, кто вызвал «болезнь» магии. Стоит заметить, что если при своем первом явлении читателям Тропа Ведьм предстает благодаря очень специфическому рисунку Криса Вижнса нагромождением лесных троп и бурелома, то финальное противостояние в этом странном месте стараниями Джонатана Маркс-Барравеккиа и Шона Кристала превращается в бой на фоне психоделических пейзажей и коллажей, напоминающих то космические фантазии Джима Старлина, то галлюциногенные безумства Брендана Маккарти, явленные в комиксах типа «Доктор Стрэндж. В Ад и обратно».
И это отличный повод рассказать о, пожалуй, главной особенности «Алой Ведьмы». Все главы нарисовали разные (иногда – с диаметрально-противоположным взглядом на титульного персонажа) художники и художницы. Исключением стали первый и последний выпуски, их создала Ванеса дель Рей, и, задав обилием теней и тёмных красок мрачное настроение главной героини, она всё же изобразила саму Ванду как женщину крайне специфической внешности. Пробежимся по понравившимся и запомнившимся рисункам и их создателям коротко: Марко Руди («Зимний солдат») отличается узнаваемым, «акварельно-реалистичным» стилем, к тому же он превосходно обыгрывает греческие мотивы, вписывая кадры в узнаваемые архитектурные узоры; Хавьер Пулидо привычно упрощает изображение до рисунка на задней страницы школьной тетради, но знает, как заставить свой рисунок «говорить», рассказывать историю, не прибегая к тексту. Работа Маргарит Саваж выглядит светлой, почти прозрачной и очень лиричной, Тула Лотэй уловила неожиданный жизнерадостный настрой в характере Ванды и неплохо это отобразила. Мой личный фаворит – Джоэль Джонс, создавшая упомянутый тай-ин к «Гражданке», Кей Дзама добавил самую толику манги в японские приключения. Ну и на финише, как сказано выше, пара художников отлично справилась с магической реальностью, где героиню поджидает самая главная битва… не в жизни конечно, но всё же, да и решения потом, в эпилоге, по итогам этой битвы Ванде предстоит принять правильные, с далеко идущими последствиями.
Хоть перед нами и омнибус, включающий в себя все 15 номеров серии (плюс один выпуск «Доктора Стрэнджа»), как и в случае с «Карателем» от «Fanzon» заметно, что комикс изначально верстался под трёхтомник. Он разделён на три части, в начале каждой есть список создателей и краткий синопсис, в конце частей можно найти чуть-чуть бонусов вроде обложек, хотя и без того их альтернативные версии предваряют каждый из представленных выпусков. Комикс хороший, истории разные, как по настроению, так и в визуальном плане, некоторые моменты, правда, пришлось выяснять с помощью поисковиков (прошлое Агаты, кто такой Изумрудный чародей и зачем ему всё это), но тут уж ничего не поделаешь, жесткая связь с сериями и событиями, которые на русском ещё не выходили. Поклонникам оккультных боёв, магического реализма и сильных женских образов (далеких, впрочем от канона, воплощенного на экране Элизабет Олсен) строго рекомендуется. Надеюсь, хоть в формате омника Алая Ведьма победит «проклятие супергероев-женщин». Издание в твёрдом переплёте формата 254х172мм, бумага глянцевая, 352 страницы, тираж 3000 экземпляров. Указанная на обложке рекомендованная розничная цена – 1071 рублей.