Мнение: Смерть Капитана Америка

1 (2)

Должно было случиться что-то воистину невероятное, чтобы на задней странице обложки сборника супергеройских комиксов оказались не привычные хвалебные выдержки из рецензий профильной прессы, а цитата из издания «Новости США и Международное обозрение». Мало того, произошло что-то такое, о чём поспешили написать журналы и газеты типа «Time», «Los Angeles Times», «Newsweek», выдержки из опубликованных в них статей с пометкой «Срочно в номер!» также приведены в этой книге. О каком событии речь? Об убийстве Капитана Америка, не просто героя, а человека-символа, который был с американцами в ключевые моменты новой истории (взять ту же Вторую Мировую или холодную войну). Но теперь, по меткому замечанию Стэна Ли, Стив Роджерс погиб тогда, когда Америке как раз бы пригодился такой человек, ультрапатриот. Гибель которого, конечно, представлена максимально трагично – он умер на излете, но не побежденным, и, кажется, успевшим найти свое простое, человеческое счастье рядом с любимой женщиной… с которой как раз и связан ключевой твист истории.

2

Роль «вершителя судьбы» Кэпа взял на себя Эд Брубейкер, а само событие случилось в двадцать пятом выпуске его рана, выведшего комиксы про супергероев на новый уровень – уровень напряженных, реалистичных и лихо закрученных триллеров, где герои в трико и плащах действуют в мире большой политики, большой экономики и больших корпораций. Но убийству Стива на пороге здания суда предшествовало другие масштабное событие, Гражданская война. Закон о регистрации людей со сверхспособностями разделил общество на два лагеря и Роджерс, как блюститель нерушимых принципов свободы и демократии, оказался в бегах и превратился в неудобную и способную дать отпор мишень для солдат в костюмах «героеубийц». Три первых выпуска в омнибусе «Смерть Капитана Америка», изданном на русском «Книжным Клубом «Фантастика»», как раз выходили с плашкой «Гражданки» на обложках, и в них, отталкиваясь от финала развязанной Марком Милларом войны, Брубейкер не только расставляет фигуры для решающей сцены с роковым выстрелом, показывая личные отношения и тайные альянсы, замыслы Красного Черепа и то, как его сообщники получают возможность влиять на агентов «Щ.И.Т.а», он ещё и напоминает о ключевых событиях, описанных в «Зимнем солдате» и «Красной угрозе», возвращаясь к которым, сложно не заметить, как Эд начал тогда уже сводить воедино все ниточки глобального сюжета, подходящего здесь к своей кульминации.

Также в омнике есть лимитка про Зимнего Солдата «Убийственная зима», где Баки Барнс, не слишком хорошо (как и многие герои) относящийся к Рождеству, вспоминает те дни, когда они со Стивом громили фрицев в Европе. Заодно он размышляет о своем друге, о его принципах и влиянии его личности на окружающих, чтобы сделать далеко идущие выводы: «я – не он». Хотя бы потому, что Баки не сложно убить противника, террориста, угрожающего жизни его новых приятелей, юных супергероев вне закона. А после убийства Стива Баки бродит по городу и раздумывает о том, как и кому он должен отомстить за смерть друга. И у него это почти получается. В это время агент 13, более известная как Шэрон Картер, девушка Роджерса, попадает к Красному Черепу, у которого есть эффективный план по уничтожению «проклятого капитализма», и этот план проработан так, что порой комикс превращается в пособие по смене власти в главной стране мира – надо только посеять панику, обрушить экономику, вызвать недоверие к тем, кто призван защищать мирных граждан, а не стрелять по ним, подготовить «своего» политика, вызвать брожение мыслей в обществе и поменять «белое» на «чёрное», с чем, впрочем, недавно столь же эффективно справился Тони Старк и все те, кто превратил защитников в изгоев. О чём теперь филантроп, плейбой и миллиардер очень жалеет, разгребая на посту главы разваливающегося «Щ.И.Т.а» гору свалившихся проблем, ставящих под угрозу национальную безопасность. Сам факт того, что всё вышеперечисленное может свершить горстка людей, не только реально пугает, но и заставляет задуматься о ситуации в настоящем, «не нарисованном» мире, хотя пожалуй, перед нами тот редкий случай, когда эти миры практически неотличимы, из-за чего комикс можно считать «предупреждением».

3

Брубейкер поощряет «войну одиночек»: всё могут решить не внутренние войска, полиция или спецслужбы, а несколько человек – Баки, Сокол и Чёрная Вдова, вступающие в альянсы, рискующие жизнью, вытаскивающие друг друга из смертельных ловушек и распутывающие замыслы злодеев. И это связывает их с эстетикой старых, классических комиксов, где всё было невинно и однозначно, «чтобы не случилось, всегда есть те, кто нас спасёт». Да, они ключевые персонажи сборника, на обложке которого написано «Капитан Америка», а сам он, напомню, безвозвратно мёртв чуть ли не в первых страниц. Но это не значит, что Кэпа здесь нет: помимо многочисленных флэшбэков и воспоминаний, позволяющих пройтись по всей биографии персонажа, в комиксе появляются сразу два Капитана! Как так? Ну, во-первых, в одном случае срабатывает злодейский финт, призванный вбить последний гвоздь в гроб великой американской мечты. Во-вторых, здесь чрезвычайно важен «символизм Кэпа», а, если брать в более глобальном смысле, «Сверхчеловека в маске», когда не имеет значения, кто под ней, имеет смысл лишь то, что он несёт людям. В Гражданской войне Стив выступал за право на анонимность, и его последователям это оказалось на руку (железную, если понимаете, о чём я), правда, некоторые моральные принципы пришлось принести в жертву, суровые времена требуют суровых решений. И это выглядит крайне актуально и драматично.

Хорошо получились у Эда «плохиши»: Кроссбоунс и Син всё также беспредельничают, как в «Красной угрозе», но если первый просто выполняет роль громилы, то вторая с головой окунается в проблему «отцов и детей», истоки её безумия и жестокости стоит поискать в детских обидах. Ей бы помог хороший мозговед, но, увы, доктор Фауст, один из интереснейших персонажей. занят. У него свои причины и свои цели, и в финале сложно сказать однозначно, проиграл он, или наоборот, всех переиграл.

4

Одна из центральных осей комикса – бесконечный, еле сдерживаемый конфликт Фауста с Красным Черепом, проявляющий себя во взаимных пикировках, недоверии и угрозах, доктор явно тяготится тем, что вынужден работать с «новым фюрером». Работать, не служить. Сам Череп раздражен своим вынужденным «сосуществованием» с Лукиным и спешит с этим покончить любыми способами. Этому злодею «по статусу» присуща типичная гитлеровская риторика и истеричная манера общения, но создатели его ни в коем мере не высмеивают и не превращают в одержимого фрика, сложно найти более серьезного и опасного врага. Пожалуй, самая спорная фигура истории – Земо. Человекоробот, очень напоминающий Крэнга из «Черепашек-ниндзя», как бы художники не старались это сходство минимизировать, даже визуально мало подходит этому, как уже говорилось выше, стремящемуся быть максимально реалистичным комиксу, но девать его некуда, поэтому Брубейкер делает его носителем новых технологий, которые постепенно перестают казаться столь уж невозможными.

С «хорошими» парнями (и девчонками) тоже всё отлично: они переживают горечь потери, вспоминают то, что связывало их друг с другом (в случае Баки и Наташи – это романтические отношения, не желающие так просто исчезать), преодолевают трудности, встают тогда, когда, казалось бы, встать уже физически невозможно, и бьют снова, продолжая дело погибшего товарища. Неплохо выглядит заочное (они здесь не пересекаются) противостояние Ника Фьюри и Тони Старка, бывшего и нынешнего руководителей «Щ.И.Т.а»: у хитрого Фьюри всё продумано на десять ходов вперед, он может проникнуть куда угодно и решить любую проблему, Тони же совсем теряет свой лоск, страдает и, кажется, готов сорваться и залезть в бутылку, неожиданно проигрывая на данном посту своему одноглазому коллеге. Отдельно отмечу Шэрон – это сильный женский персонаж, проходящий по кругам своего персонального ада, но не теряющая надежды и уверенности.

5

В «Смерти» много лихих сюжетных поворотов, экшен выполнен с размахом летнего блокбастера, напряжение некоторых сцен может заставить кого-то нервно грызть ногти. Тот редкий случай, когда комикс рисовали разные художники, но этого не заметно, всё исполнено в едином стиле, как и предыдущие два тома. Рисунок детальный, в нём хватает теней и тёмных оттенков, супергеройская атрибутика не сильно лезет в глаза, потому что на первом месте здесь обычные люди, как раз без сверхспособностей, просто сделавшие свой гражданский выбор. Как когда-то его сделал Капитан Америка. Почти отсутствует привычный пафос – то ли сюжет несётся так, что нет ни секунды, чтобы встать в героическую позу под звёздно-полосатым флагом и толкнуть речь, то ли в мире что-то бесповоротно изменилось. Может быть, то, что комиксы стало интересно читать и взрослым людям, привыкшим к закрученным политическим детективам и ураганным боевикам? Вот это как раз такой, взрослый комикс. Как и весь ран Брубейкера, который однажды, наверное, сказал «С чего вы все взяли, что Капитан Америка скучен и изжил себя как персонаж?», закатал рукава и выдал одну из лучших историй про жизнь и смерть Кэпа.

Русское издание, включающее выпуски с 22-го по 42-й, содержит много альтернативных обложек от Алекса Росса, Фрэнка Чу, Стива Эптинга и других художников, эскизы, черно-белые наброски страниц, сценарий «того самого» выпуска, выдержки из резонансных статей, о которых говорилось выше, мини-комикс с интервью. В сборнике под твёрдой обложкой 572 страницы, тираж не указан.

www.ffan.ru

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s