После откровенно слабого, странного и фрагментарного третьего тома «Лиги выдающихся джентльменов», продемонстрировавшего, в лучшем случае, накатившую на Алана Мура в солидном возрасте озабоченность и догнавшие его последствия употребления галлюциногенных веществ, спин-офф этой серии, «Чёрное досье», изначально не вызывал особого энтузиазма. Однако, на деле оказался вполне интересным воплощением занятных идей, в которых Алан (очевидно, не преодолевший озабоченность и флэшбэки, но научившийся с ними органично сосуществовать), объединил вообще всё: реальную и «тайную» историю, теории заговоров, собственный критичный взгляд на политику и общество, все жанры литературы от «высоких» до «низких», эзотерическое подполье, мифы и легенды, шпионские игры и, разумеется, комиксы, которые, как и всё здесь, вынуждены терпеть тонкие издевки именитого автора.
Послевоенная Англия – альтернативная реальность. Здесь во Второй Мировой победили немецкого диктатора Аденоида Хинкеля, в девятнадцатом веке пережили нашествие марсиан (роман Уэллса, получается, был документальной хроникой), а много веков назад люди и фейри существовали в мире, пока этот союз не разрушил фанатичный король Яков. После же войны политическая и социальная ситуация в этой Англии стала напоминать тот строй, о котором Алан Мур поведал в графическом романе «V-значит Vендетта», почерпнув многое из Оруэлла, в частности, концепцию Большого Брата. Переходя на личности, авторы показывают читателям типичную «опору режима», мотивированного шовинизмом, консерватизмом, национализмом тупого громилу-агента секретных служб. Это, конечно, плохо, зато здесь уже вовсю летают регулярные космические рейсы, а ракетами управляют роботы. И однажды в этой стране появляются мисс Мюррей и Аллан Квотермейн, неожиданно молодые, охотящиеся за секретным досье, хранящимся в тайнике спецслужб.
В этом досье история людей, входивших в т.н. «группу Мюррей», а также информация об их предшественниках, доказывающая старую и позволяющую спокойно спать истину о том, что супергерои были всегда, они такая же часть этого мира, как воздух, вода и ничему не учащееся человечество. Собственно, с того момента, как коллекция документов с пометками и резолюциями власть имущих попадает в рук главных героев, комикс обильно прирастает текстом, здесь уже не столько «посмотреть», сколько «почитать». И это занятное чтиво, Мур неплохо играет с жанрами, тая в каждой строчке лукавую ухмылку. Предысторию отношений людей и «тайных созданий», возводя истоки этого сосуществования к сотворению мира и появлению Древних богов (привет космологии Лавкрафта, к которому здесь ещё вернёмся) поведает читателям некий Оливер Хаддо, герой романа «Маг» Сомерсета Моэма, за личностью которого, охотно манипулируя фразами «Закон – это любовь», стоит главный телемит планеты Алистер Кроули. Затем вас ждёт комикс в комиксе – стилизация под бульварное чтиво, биография Орландо, бессмертного существа, периодически меняющего пол. В третьем томе он бахвалился своими приключениями на протяжении веков, и вот пришло время узнать подробности, проходя путь от истории древнего мира до наших дней. Орландо, если ему верить (делая это с некоторой настороженностью) был главным персонажем в ключевых событиях цивилизации, перебывал в постелях толпы персонажей из учебников истории и сборников сказаний, открывал новые территории, вершил судьбы государств и прочее, прочее, прочее.
Здесь Мур демонстрирует свою эрудицию, знание исторических фактов и умение создавать из них причудливую мистификацию, которую можно принять за чистую монету, настолько всё складно. Чего Алан не может – так это быть «новым Шекспиром», его попытка выдать незаконченное произведение Великого Барда выглядит убого. Pulp Fiction и «скабрезный роман», вот его конек, что отлично видно из воспоминаний ещё одной некогда участницы «группы», Фанни Хилл. «Фанни Хилл, мемуары женщины для утех» — скандальный (особенно для 1747-го года) роман Джона Клеланда, который Мур берёт за основу, добавляя сюда «щепочку» «Приключений Гулливера» (кстати, тоже члена группы). Крайне фривольное чтиво дополнено откровенными иллюстрациями Кевина О’Нила в стиле «не порно, но задорно» с явным подражанием Обри Бердслею. Мемуары британского шпиона по фамилии Бонд расскажут о зарождении группы Мюррей, в качестве доказательств – факсимильные копии открыток, посланные из разных стран мира. Есть рассказ о французской аналогичной команде «странных людей». Достопочтенный Берти Вустер внезапно выступил автором истории, вполне в духе Лавкрафта, что, учитывая недалекость данного молодого аристократа, можно принять за нелицеприятные намеки в адрес американского классика ужаса. Однако, стоит дождаться выхода на русском «Providence», чтобы четче понять, как Алан на самом деле относится к Говарду. Есть здесь и текст, очень похожий на произведения Уильяма Берроуза, созданные с помощью «метода нарезок», но, как позже выясняется, в примерно такой же манере разговаривает один из самых странных персонажей комикса.
А что же происходит между этими «литературными игрищами»? Обычная, но не лишенная изящества и выдержки хорошего триллера шпионская история с похищениями, погонями, раскрытием тёмных делишек правительства, опасными эскападами вроде угона космического корабля и романтическими сценами. Наблюдая за похождениями Вильгельмины и Аллана, не теряйте из виду мелкие детали, надписи на стенах и заголовки газет, благо, они все переведены и могут многое сказать об обществе и о времени действия. Где-то мелькнет фамилия Кирби, в тексте всплывут Готэм и Централ-сити со своими «чудиками», чьи образы Мур одной строкой может довести до полного абсурда. При всём «каком-никаком» реализме основного сюжета, концовка комикса абсолютна психоделична и авангардна, она открывает путь в новое изменение, где уже недостаточно привычных предложений и слов, где всё нестабильно и вечно, где есть говорящие по-голландски куклы и кроличьи норы для Алис, и где калейдоскоп образов заполняет фантасмагорический мир. Создатели «Чёрного досье» сделали эту часть такой, что лучше всего разглядывать её в 3D-очках. Где их взять? Проблема сугубо ваша, в комплект к книге они не входят, хотя, по идее, должны были бы.
Мур играет с гипертекстом, О’Нил препарирует пространство комикса, превращенное в скопление литературных артефактов. Оба делают свою работу хорошо. «Досье» — чтение не на один час, тут нужны время, эрудиция (или Google), зачастую терпение, желание раскусить все загадки и намёки. Из-за обилия эротических сцен и мата комикс строго «18+». Издание на русском вышло в твёрдом переплёте, здесь заметна аккуратная работа по адаптации шрифтов и визуальных приёмов разных литературных жанров, но есть одно «но»: пропущена самая «фривольная» часть, т.н. «Сексджейн», которую можно найти в переведенных на русский язык сканах. Очевидно, Большой Брат и цензура реально взялись за комиксы в России, так что издание от «АСТ» всё-таки не совсем «абсолютное». 192 страницы с набором всяких «странностей», от винтажной рекламы до описания подсознания приложивших к появлению «Чёрного досье» людей в виде схемы метрополитена. Тираж 2000 экземпляров.