Если вы во время Московского КомикКона 2017 или чуть позднее приобрели первый том комикса Кирона Гиллена и Джейми Маккелви «Порочные + Божества», то вы уже знаете, о чём и о ком эта серия: раз в девяносто лет двенадцать богов перерождаются в новых телах, чтобы спустя два года умереть. Life fast, die young – вполне подходящий им жизненный девиз, доставшийся от быстро сгорающих поп-звёзд. И именно этими поп-звёздами новоявленные божки, выполняющие какую-то миссию, о которой и сами мало что знают, поголовно становятся в эпоху соцсетей, всеобщего доступа к информации, лайков, фолловеров и тотального хайпа. Кто-то сотрясает танцполы модными хитами, кто-то «протестующе», но не отказываясь от своих пятнадцати минут славы, уходит в андеграунд, углубляясь в присущее современному панку и готике позерство, но все они так или иначе постоянно находятся на виду и не покидают бесконечные грёзы своих преданных фанатов. Или рабов, некоторые божества это любят.
Стоит заметить, что на момент начала истории и, конкретно второго тома, увидевшего свет через год после первого и тоже под самый Московский КомикКон, каноничный состав Пантеона двенадцати ещё не был собран, и миллионы юношей и девушек с замиранием сердца ждали выигрыша в этой лотерее – повезёт им стать воплощением древнего бога или нет? На это надеялась и главная героиня комикса, Лора, успевшая затусить почти со всеми «божественными звёздами» и вызвать среди них неподдельный интерес. Правда, не всегда понятно, сексуальное это влечение (по новым правилами, пол в данном вопросе уже не играет значения) или какое-то другое, некое чутье, позволяющее высшим существам вычислить, кто из их окружения умеет щелчком пальцев зажигать огонь. Или сносить людям и богам головы. Конкретно это неприятное событие стало ключевым в первом томе, его форсили на альтернативной обложке русского издания «Фандемониума», и оно стало причиной расследования, которое должно вывести Лору на след убийц.
Прежде всего, удивляет и настораживает состав Пантеона. Вряд ли Гиллен брал первые попавшиеся имена из Гугла, наверняка у него был какой-то план и он его придерживался. Читателям же пока остаётся гадать, с чего это вместе в Лондоне тусят ирландская богиня войны Морриган, шумерская Иштар/Иннана, ставшая здесь мальчиком, египетская Сехмет, вавилонский Баал, бывший прообразом Вельзевула, и другие интересные личности. Есть и совсем спорные персонажи: строго говоря, Люцифер никогда не был богом, а только павшим ангелом, норны тоже числились «лишь» волшебницами, а Бафомета, которого здесь называют бредовым порождением Алистера Кроули, считали демоном, одно время это имя носила супруга Сатаны. При таком хаотичном раскладе всех их объединяют два фактора: бессмертная древнегреческая богиня неизбежности и рока Ананке и внешний вид. Во времена, когда по одежке встречают, все герои комикса выглядят «на стиле», словно только что покинули барбершоп и модный салон (где специально для них дизайнеры вывели гремучую смесь глэма, диско, рейва и футуризма), сложившемуся статусу поп-икон полностью соответствуют, источая феромоны, оглушая харизмой и сводя с ума бешеной энергетикой, расплескивающейся по страницам фанатских бложиков и пабликов. От них так и «фонит» гиперсексуальностью и бисексуальностью. Любви и обожания у этих героев много, времени – мало. И авторы стремятся показать, как сложно жить, купаясь в славе и зная, что всему этому скоро придёт конец.
Поэтому юные боги, еще недавно переживавшие подростковые гормональные бури, устраивают склоки, воюют и демонстрируют прокачанные скиллы. Собственно, этим занято большинство страниц «Фандемониума» и это минус комикса: избыток диалогов, во время которых персонажи обсуждают только им и Кирону Гиллену понятные вещи, тормозит действие и даже зачастую отменяет его, хотя в нужные моменты автор вспоминает и о расследовании загадочного убийства, и о поиске «последнего божества», и даёт персонажам трогательно подержаться за ручку, а под конец (по традиции, надеюсь?) вываливают вам на голову такой взрывной клиффхэнгер, который оставляет после себя, как минимум, два вопроса:
- Так Лора главная героиня или нет?
- Что же будет дальше?
Причём последний вопрос важнее из-за того, что первая половина сборника его, как казалось, вообще не способна была вызвать. Почему?
Потому, что «Порочные + Божества» воспринимается долгое время как комикс, в котором не важно, что происходит — важно, как это показано. Можно смело сказать, что в Пантеон богов стоит внести имя Джейми Маккелви, он здесь отчаянно божит. Мало того, что его образы персонажей прекрасны, как поп-иконы, он ещё и постоянно экспериментирует с пространством комикса. То покажет комнату Лоры с подробными комментариями самой её обитательницы и с указанием её личных предметов и фетишей, то в порыве поиска настоящих убийц выдаст схему зала очередного фанатского мероприятия с пометками «от руки» и попытками найти среди толпы подозреваемых. Но главная его удача – это сцены превращения «обычного» подростка в божество (динамика почти мгновенного перехода и трансформации передана прекрасно), и целая глава, описывающая безумный и яркий рейв, прообразом которого определённо стали экстатические древние ритуалы. На этих страницах ритм ощущается как последовательность цифр в кадрах, а общее настроение наверняка не обходится без «таблеток», от которых хочется танцевать и любить ближнего своего. Так что в визуальном плане комикс превосходен, в нём все составляющие «стильно, модно, молодёжно» выкручены по-максимуму. Сюжет путанный, но есть и ответы, и экскурсы в историю и много неожиданностей, которые стоит держать в голове до выхода третьего тома (под очередной КомикКон?), чтобы ничего не забыть. Все же годовой перерыв «Порочным + Божествам» далеко не товарищ, здесь больше подходит не стилистика романа в нескольких частях с ожидаемым продолжением, а формат твитов, постов, коротких сообщений. «Американские боги» эпохи YouTube? Почему бы и нет.
В сборник, выпущенный «Jellyfish Jam», вошли выпуски с 6-го по 11-й, дополненные альтернативными обложками, фрагментами сценария и примерами работы спеца по леттерингу, эскизами и этапами работ (от карандашного черновика до готового арта) над некоторыми страницами. Мягкая обложка, клееный блок, 200 страниц, тираж 5000 штук. Ограничение 18+, молодежь нынче склонна к сквернословию, кое-где на фоне можно заметить целующихся мальчиков.