Кто-то скажет, что комикс при симпатичных и разумных домашних питомцев – это вечная и беспроигрышная тема. Но в отношении комикса «Животные с Бренного холма» можно заметить, что он ещё и вышел в нашей стране крайне своевременно, захватив один из главных трендов сезона. Дело в том, что вызвавший большой ажиотаж сериал «Леденящие душу приключения Сабрины», основанный на серии от «Archie Comics», вновь вернул моду на хорроры, где действие происходит в маленьких провинциальных и крайне благопристойных на вид городках, олицетворяющих идеалы «одноэтажной Америки», на тёмной стороне которых находят прибежище зловещие культы, ожившие покойники, призраки, вампиры, оборотни и прочая нечисть, успешно маскирующаяся под простых людей. И всё это в полной мере представлено в графических историях от сценариста Эвана Доркина и художницы Джилл Томпсон, герои которых могут легко составить конкуренцию уже не маленькой ведьме, охотникам за привидениями, Джону Константину и агентам ФБР из «Секретных материалов». Даром что тревожный лай этих самых героев вы все равно не разберёте и примите за обычный перебрёх дворовых собак. Разберёте? Тогда у меня для вас плохая новость: скорее всего, вы чёрный маг, ведьма или ожививший сам себя с помощью заклинания мертвец.
Первый короткий рассказ о «собачьем патруле» (в который, назло мнению большинства, входит и рыжий кот по прозвищу Бродяга, иногда выступающий в роли главного героя, по воле случая не очень-то экономящего свои девять жизней) появились в 2003 году, когда Доркину предложили создать что-нибудь для антологии «Истории о призраках от Dark Horse». Потом были следующие тематические антологии про разную нечисть, сочиненные для них сюжеты про умных и смелых собак стали популярными и вылились в целую серию, в копилке которой на данный момент девять премий Айснера. Первый том «Животные порядки» включает в себя рассказы из этих антологий, а также выпуски «Beasts of Burden» с 1-го по 4-й. Главные персонажи серии – домашние и бездомные собаки (ок, и кот), живущие в городке Бренный холм. В «Бездомном» они обращаются за помощью к уважаемому Мудрецу, чтобы он помог решить задачу с тревожным воем, преследующим ежедневно обитателя одной будки. Так появляются признаки развитой иерархии этого собачьего общества, в котором старому и умному псу и его помощникам отведена важная роль, а чуть позднее мы становимся свидетелем того, как уже знакомые нам герои должны стать новыми членами Общества, стоящего на страже городка и его обитателей от мистических угроз.
Или же от самих себя, ведь очень скоро Бренный холм оказывается пристанищем ведьмовского ковена, участницы которого призывают по ночам египетскую богиню Сехмет. Пожалуй, в главе «Кот в мешке» можно отследить много пересечений с миром Сабрины, здесь тоже есть фамилиары из семейства кошачьих, владеющие нешуточной магией, обеспечивающей комикс уже в «Не будите спящую собаку» сценами с участием полуразложившихся зомби-собак. Здесь начинают раскрываться характеры персонажей и потихоньку описывается устройство их собачьего мира, который остаётся вполне животным, с соблюдением всех инстинктивных ритуалов вроде обнюхивания и действий вроде вылизывания, но при этом во многом копирует приметы человеческого социума. У героев, например, есть понятия о смерти, погребении и о посмертном бытие, проливающие взгляд на самую настоящую религию, основанную на языческих верованиях, вроде тех, что были у коренных индейцев. Но собака всё же всегда остаётся собакой, существом, способным на дружбу, преданность и самопожертвование, что и демонстрирует глава «Пёс и его мальчик». В «Буре надвигается» миф о падающем с неба лягушачьем дожде приобретает новый вид, одновременно сатирический и отвратительный, и мы видим образование, собственно, Общества. Надо заметить, что при всём насилии, которое присутствует на страницах комикса, и обилии «тревожных моментов», заставляющих волноваться и переживать, «Звери с Бренного холма» полны юмора и тонкой иронии. Но только не в случае с «Потерей», где авторы поднимают давнюю проблему – многие же люди, увы, относят мешки с новорожденными щенками и котятами к ближайшему пруду, вот тут им и нам показывают последствия этого «поступка». И человеческая жестокость бьёт хотя бы своей обыденностью гораздо сильнее, чем происки потусторонних сил.
За названием «Что-то серое грядёт», отсылающим сразу к Брэдбери, скрывается сольное приключение Бродяги и его подружки в недрах подземки, где крысы тоже демонстрируют наличие интеллекта и религиозных убеждений, по крайней мере, у них тут есть шаманы. И острое желание убивать и пожирать. Големы, самовоскрешенцы и некроэстетика вкупе с колдовством поджидают собак в истории «Я-могила», события которой продолжают вкладывать фрагменты паззла в метасюжет комикса, существующего на страницах первого тома в виде намёков, пророчеств и проклятий. Но что-то в тихом Бренном холме определённо нечисто, люди проявляют беззаботность, но при этом знают, как охотится на оборотней, а ведьмы совсем не скрываются на улочках городка.
Интересна сама задумка – и интересны герои. Да, умные собаки сами по себе способны вызывать умиление, но Эван и Джилл сделали всё, чтобы читатели полюбили их не только за это. Каждый персонаж – пес определённой породы и с определённым характером, типажом. Есть бесстрашный, есть безрассудный, есть грубоватый, есть трусливый и так далее, и всё это в нужный момент влияет на сюжет, доказывая, что именно такой состав команды не случаен, именно это Общество, лохматые члены которого ещё только учатся рисовать на песке пентаграммы и произносить заклинания, способно дать отпор силам зла. В какой-то момент начинаешь даже различать их голоса (все собаки ведь по-разному лают, да?), настолько эти псы (да, конечно, и кот) хорошо проработаны. К середине сборника, проследив за приключениями Общества на протяжении чуть менее года, пережив с его участниками и жаркое лето, и унылую жёлтую осень, и холодную зиму, когда так и тянет свернуться в калачик, вы уже точно выберите себе своих любимчиков, за которых будете переживать в самые напряженные моменты.
Рисунок Томпсон – первое, на что обращаешь здесь внимание, эти акварельные картинки восходят к традиции иллюстраций детской литературы (и чем-то неуловимо напоминают о «Прекрасной тьме»), в смешении ярких красок и реалистичного отображения реальности сталкивая между собой милоту симпатичных мордашек и недетский ужас, отражающийся в сценах насилия и нервного напряжения, когда по спине могут бегать мурашки. Выглядит всё это круто, графическая часть комикса отмечена четырьмя Айснерами из девяти.
Выпуском серии занялось издательство «Jellyfish Jam», для которого «Животные порядки» стали очередным комиксом в твёрдом переплёте, чьё оформление оживляет лично у меня в памяти корешки старых приключенческих книг, за которыми приходилось бегать в городскую библиотеку. Но размер 160х210мм всё же кажется маловат для такого рисунка, пару десятков страниц пришлось привыкать, хотя в руках книгу держать приятно и на полке смотрится хорошо. 176 страниц (их них 8 – эскизы из скетчбука Томпсон с комментариями и одна страница с послесловием Доркина, рассказывающем о том, как серия появилась на свет), тираж 2000 экземпляров. Тайна, раскиданная по страницам комикса, будоражит, «Звери» быстро вызывают привыкание и заставляют требовать сборника с продолжением, который в оригинале запланирован лишь на март 2019-го. Если бы Стивен Кинг задумал писать «dark animal fantasy», оно было б примерно таким.