Как и положено среднестатистической городской легенде, загадочный доктор Люцид долгое время существовал где-то на периферии внимания людей, интересующихся в нашей стране комиксами: у него была группа в соцсетях, где авторы из сообщества Old Comix выкладывали новые арты и обещания долгоиграющей серии, про его приключения выходили малотиражные самиздатовские антологии, вызывающие полярные эмоции рецензентов. А однажды сложилось полное впечатление, что проект и его главное действующее лицо без лица вроде как приказали долго жить. Но, как и положено той самой городской легенде, подобные персонажи не уходят навсегда, и спустя некоторое время доктор вернулся – со сборником, включающим в себя основательно переработанный старый материал и новые истории, призванные показать, что в городе Энске, где происходит действие, ничего не изменилось.
Город или даже городок, когда-то числившийся среди «закрытых», расположен где-то на Дальнем Востоке (поэтому здесь полно китайцев, играющих немаловажную роль), но мало чем отличается от других подобных мест обитания, раскиданных по все стране, представляя собой словно застывший во времени лабиринт старых улочек и переулков, хаотичный чертёж серых покосившихся квадратов зданий. Здесь можно погибнуть от бандитской пули или заточки, а можно помереть от скуки, чем и занимается, образно говоря, капитан милиции Булгарин, шатающийся между работой и домом Наташки, отношения с которой не могли не стать предметом пересудов «сарафанного радио», работающего покруче Интернета. Но у Булгарина есть плюс – он вроде как честный мент, поэтому однажды ему является незнакомец в плаще, шляпе с небольшими рогами (как бы намек на Сорвиголову?) и с большими очками, предлагая ему стать мортусом. То есть, уборщиком трупов, была такая специальность во времена чумных эпидемий. Потому что милиция должна действовать в рамках закона, её сотрудники тоже люди и с ними можно договориться, а вот у доктора Люцида свои меры воздействия и свои взгляды на жизнь.
Так, главный герой (?) носит плащ, его лицо скрыто, у него есть прокачанная, способная летать тачка, и сотрудник правоохранительных органов может вызвать его по спецсигналу. Это же Бэтмен, скажет кто-то, только дальневосточного разлива. Да, некоторые черты определённо присутствуют, но авторы не даром состоят в команде любителей старых комиксов, поэтому под личиной Люцида можно обнаружить признаки многих других классических ночных мстителей из нарисованных картинок, носивших, как правило, прозвища типа Тень, Призрак или Фантом, и не только. Создатели «Доктора» явно вдохновлялись нуаром и pulp fiction, а широта познаний помогла им вплести в образ персонажа черты Фантомаса, о чём не забывает упомянуть аннотация. Структура же коротких историй, составивших данный сборник, проста: события, порой разделенные интервалом в пару-тройку лет, крутятся вокруг совершаемых в Энске преступлений и представляют собой не столько сцены мозговых штурмов или расследований по горячим следам, сколько сцены того, как Люцид карает преступников, среди которых затесались местные гопники и бандиты, главари мафии с железными челюстями, «тихие» маньяки, живущие по соседству, и прочие неприятные личности, встречи с которыми в тёмном переулке может ждать только вооруженный автоматом Томпсона главгерой (опять же, ?).
Кадры с автоматом окончательно откатывают атмосферу комикса в американские мегаполисы времен сухого закона и мафиозных войн, да и вообще здесь приметы времени как-то причудливо смешались. Серьезно, ну кто поверит в то, что главарь банды в начале «двадцатых» годов нашего века будет звонить по кнопочной Nokia? Между тем, это очередной звоночек тем, кто считает, что титульного персонажа зовут Люцидом неспроста. Есть такой термин, lucid dreaming, люцидный сон или же проще говоря осознанные сновидения, состояние, в котором спящий осознает, что он спит и может контролировать «сюжет» снов. Где возможно, как известно, всё: и смешение времен, и появление странных персонажей из давно забытых трэшовых книжек и фильмов, и вторжение иррационального со своими пожирающими людей червями, и многое другое. На то, что всё происходящее так или иначе связано с миром снов, намекает ретроспективная часть комикса, отсылающая читателей в 1984 год. Сама структура антологии тоже сильно похожа на сон – только убедил себя в том, что сновидение стабильно и движется к своей кульминации, как хоп, и ты видишь уже другое сновидение, лишь успев отметить для себя оборванность и недосказанность только что растаявшей позади истории. Да и действие всегда происходит ночью. Как часто бывает, среди разрозненных видений прослеживается то, что спящий разум воспринимает как «последовательное повествование», здесь эту функцию выполняет желание доктора найти и уничтожить ОПГ, называющуюся «Чёрный квадрат». Либо постмодернистские отсылки к Малевичу, либо аллюзии на банду «Чёрная кошка», ни первому варианту, ни второму я бы после Томпсона и Nokia не сильно удивился. В конце вон вообще появляется Николай Васильевич Гоголь. Через пару страниц после того, как в кадре мелькнёт книга Федора Михайловича Достоевского. Эта сюжетная размытость может, кстати, действовать на нервы, попадались мне негативные отзывы, где рецензенты основательно проходились по данной особенности комикса.
Классический pulp хорошо приживается в реалиях российской глубинки, выдавая мрачные сюжеты от мистического трэша до вполне жизненной «бытовухи», во тьму которых даже наличие всесильного карателя, который то ли вводит своих жертв в гипноз, то ли обладает сверхестественными силами, не вносит ни одного лучика света. Потому что сам «каратель» иррационален, за его маской не видно лица, и он реально пугает, как и прочие городские легенды, вроде Джека Потрошителя или же Джека-Попрыгунчика. Из старого издания одного из выпусков «Доктора» я почерпнул только, что это была весьма эклектичная антология: в неё входили сюжеты на злобу дня (что-то, помню, про майора Евсюкова мелькало) с разного качества рисунком, были и обычные, текстовые рассказы. В новом воплощении серии Алексей Волков и Антон Савинов постарались всё привести к единообразию и целостности, визуал комикса ровный, хорошо проработанный, волнительно-нуарный, выдающий интерес создателей к творчеству Майка Миньоны («Хеллбой»), Франческо Франкавиллы («Чёрный жук») и в циклу «Город грехов» Фрэнка Миллера. Затевая свои игры с читателем, Волков/Савинов всё ещё больше запутывают там, где, казалось бы, должны всё распутывать, в разделе с комментариями и с комментариями к комментариям. Здесь это какой-то бредовый гипертекст, напоминающий стилевые игры со словами и смыслами в ранних произведениях Сорокина. Представлены работы российских художников Алексея Горбута («Победители невозможного»), Евгения Францева («Фронтир») и Дмитрия Феоктистова, по своему увидевших таинственного доктора. Изданием «ремастированного» «Доктора Люцида» занялись «Jellyfish Jam», выпустив его в мягкой обложке, с клееным блоком, в стандартном формате своих «нестандартных» комиксов. 96 страниц, тираж 1000 штук. Обновления Доку к лицу, теперь это интересная и профессионально сделанная графическая история с сильным налётом чего-то очень необычного, хотя и очень мрачного.