Мнение: Омон Ра

omon_ra_white

Говорили, что проза Пелевина не экранизируема – а вот ведь вышел очень даже хороший, «в теме», фильм «Generation  П». Так что почему бы не попробовать представить себе произведения Виктора Олеговича в ещё каком-нибудь формате «визуального искусства», например, в виде комикса? Что, собственно, и случилось – под крылом издательства «Комильфо» (которое может не только Дэдпула штамповать) Кирилл Кутузов («Фронтир»), выступивший в роли сценариста, и художник Аскольд Акишин («Пионерская правда. Horror») создали адаптацию ранней пелевинской повести «Омон Ра», принёсшей в свое время автору известность и литературные премии. Это хороший выбор для комикса – повесть короткая, но содержащая в себе все составляющие элементы прозы Пелевина, будь то игры с советскими архетипами, внутренняя мифология, псевдо юмор из серии «физики шутят», фантастика, жизненный абсурд и постоянные попытки понять, что такое на самом деле реальность.

ом2

По сути, это исследование героического мифа, на котором в СССР мировоззрение всех без исключения граждан. Да и что может быть более мотивирующим в стране, победившей в ужасной войне и запустившей в космос первого космонавта? Но не всё так однозначно. Омон – так зовут главного героя, и здесь прослеживается явный анахронизм, намекающий, что временное пространство повести имеет некоторые различия с нашей реальностью, ведь к моменту рождения парня на свет никаких «Отрядов Милиции Особого Назначения» в структуре правоохранительных органов ещё не было, — вырос вместе с отцом, классическим советским неудачником, пьющим, бьющим, недалёким. Из тех, кто по мнению либералов до сих пор формируют наше общество, превращая его в вечный «совок». Но советская власть, разумеется, давала молодому поколению не только повод вырваться из этого «совка», но и возможности это сделать, по крайней мере, на уровне пропагандистских обещаний. Целое поколение грезило победным покорением космоса, страна и партия эти грёзы о «прекрасном далёко», которое только некоторые самые смелые втихаря принимали за допустимую форму «побега отсюда», всячески поддерживала шквальным огнём символов – ракеты были везде, от ВДНХ до детских площадок, скульптуры первопроходцев взвивались в небо, красочные мозаики с портретами Гагарина были чуть ли не в каждой школьной столовой наравне с портретами Ленина.

ом3

И Омон, конечно же, стремился стать одним из этих космонавтов. Но лётное училище имени Маресьева быстро расставляет всё по своим местам, наглядно показывая, что есть светлые мечты, а что есть незамутнённое настоящее. Дальше начинается типичный пелевинский сюр, в котором ну очень здорово (совсем не под стать более поздним романам) вплетены другие эпохальные мифы вроде «теории заговоров» о том, что американцы не летали на Луну, и советские анекдоты, рассказываемые шепотом на кухне. Причём Виктор Олегович всегда шутит абсолютно серьезно, даже если в голове при прочтении у вас и будет крутиться непотопляемая классика вроде «партия решила – ночью полетите!», никаких усмешек или хаханек текст – точнее, гипертекст, включающий в себя выдержки из древних папирусов, типичные речи кремлевских «старцев», вырванные из потока галлюцинаций прозрения и прочее, — себе не позволит, сохраняя каменную, героическую мину.

ом4

Противоречие мифа и реальности показано замечательно – в нужном месте героя накроют волною патриотического пафоса, а потом обматерят извечные пьяные мужики в ушанках. И ничего не скажешь, эти несочетаемые на первый взгляд половинки мифа абсолютно реальны и без одного не может быть другого. Образно говоря, всегда есть то, ради чего стоит умереть, и есть то, от чего хочется сдохнуть, и эта двойственность, как мне показалось, самым органичным образом передана в рисунке Акишина, создавшего чёрно-белое пространство из плакатного соцарта, иллюстраций к советским романах о пионерах-героях, великих символов уже ушедшей империи и, как ни парадоксально, из обложек альбомов «Pink Floyd», Которые тоже являлись частью бытовавшего в СССР мифа, но уже чужого, «враждебного», вызывающего жгучий интерес своей непохожестью. В общем, если кто и мог перевести Пелевина под руку с одной стороны дороги – со стороны «большой литературы», на другую сторону – на территорию «графического романа», то это определённо Аскольд. Перед Кириллом Кутузовым стояла одна серьезная проблема —  нужно было перенести оригинальный текст от первого лица в кадры, при этом помня о том, что проза Пелевина всегда лаконична, но очень насыщена, любые сокращения её тут же и убьют; здесь как раз срабатывает пресловутое правило «из песни слов не выкинешь». Текста здесь много и он очень классно вписан в рисунок, не искажая его пропорции, а дополняя.

ом5

Я держу в руках экземпляр «Омон Ра» с номером «152». Всего для Московского КомикКона было напечатано 300 штук так называемого пресейла, в белой обложке. Основной тираж поступит в продажу позднее. Если, конечно, в нём есть смысл. 300 штук продавались все дни мероприятия и в лучшем случае на стенде «Комильфо» ничего не осталось к вечеру воскресенья, хотя вряд ли. Часть экземпляров была на столе у Аскольда Акишина, который сидел на Аллее Авторов и явно не был атакован толпами поклонников. Молодым посетителям мероприятия, коих было подавляющее большинство, вряд ли его имя хорошо знакомо. И вряд ли «месседж» Пелевина, символичный и оборванный финал «Омон Ра» будет так уж сильно интересен тем, кто читает супергероику и смотрит модные сериалы. Как авторский комикс, как мастерски изложенная в новом формате история «Омон Ра», безусловно, хорош и я искренне надеюсь, что вышеперечисленные опасения будут напрасными, и данная книга станет настоящим событием и в мире «нарисованных картинок», и в литературной жизни России. В комиксе 144 страницы, обложка очень приятная на ощупь (сейчас на подобные «тактильные радости» пошли многие издательства комиксов), матовая. Время читать классику, как говорится.

Мнение: Омон Ра: Один комментарий

  1. Уведомление: Мнение: Дело Принципа — wicomix

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s