Обладает сверхсилой, может летать и двигается так быстро, что способен обогнать даже радиосигнал и звуковую волну. Слышит всё, что происходит на Земле и за её пределами. Владеет рентгеновским зрением. Неуязвим и практически непобедим. И именно последние два факта часто заставляют задуматься отвечающих за безопасность государства людей, а что же нам всем делать, если высшее существо, наделённое этими качествами, перестанет следовать высоким идеалам морали и не будет выступать в роли защитника человечества, а повернётся против него? «Проблему Супермена» авторы комиксов регулярно рассматривали с разных сторон, просчитывая всевозможные варианты и почти всегда оставляли этот вопрос открытым. В один прекрасный для поклонников альтернативной супергероики и ужасный для большинства появившихся на страницах этой истории персонажей день прославленный сценарист Марк Уэйд («Царство небесное», «Сорвиголова», «Арчи», «Чёрная вдова», «Щ.И.Т.» и много других годных комиксов) решил всесторонне исследовать эту увлекательно-сложную тему, придумав «Irredeemable» или же «Безнадежного» — комикс о сверхчеловеке, перешедшем на «тёмную сторону».
Сам главный герой/злодей истории – образ собирательный. Его зовут Тони, но он охотно откликается на прозвище Плутонианин. Ничего более существенного мы о нём не знаем когда начинаем читать первую главу, да и дальше от так и останется человеком-загадкой. Но некоторые черты выдают в нём более известных «предтеч»: например, Тони использует КларкКентовскую маскировку с помощью очков и смены прически (ему, правда, хватает сообразительности сменить цвет волос), как у каждого порядочного Супермена у него есть тайное убежище, а в нём самом, в его внешности, в костюме и в поведении прослеживаются черты «Мираклмена» Алана Мура, такого же сложного и неоднозначного произведения о сверхчеловеке, который (не то, что Человек из стали) может убивать и уничтожать всё и всех, кого посчитает нужным и опасным. А ещё как и у всякого порядочного супера, у Тони была команда из других сверхлюдей – в мире, где на Землю могут прилететь инопланетяне (а в прошлом героев это свершившийся факт) или обрушиться страшное погодное ненастье нельзя отказываться от помощи людей в масках, умеющих управляться с электричеством, обладающих всевидящим оком, способностью к телепортации и прочими полезными навыками.
Поэтому в мире «Безнадежного» существует отряд «Парадигма», последняя надежда человечества. Точнее, существовал. А теперь его участникам этой самой надежды очень не хватает, ведь за каждым из них охотится практически Бог, только разрушения и гнева. Комикс Уэйда начинается с того, что Плутонианин идёт по следу своих коллег, а они, в ужасе сбегая и прячась, пытаются найти способ остановить Тони. Им нужна информация, ведь о жестоком «супере» известно не так много даже его лучшим друзьям и бывшей девушке, а очень хочется узнать о его слабых сторонах и противниках, способных его победить, пусть ради этого нужно разбудить ещё большее зло. Постепенно сюжет начинает прирастать бэкграундом – персонажи, чьи «геройские» имена так сразу и не запомнишь, из обрывков диалогов и воспоминаний начинают выстраивать грандиозную картину своих свершений, упоминая прозвища злодеев, их преступления и то, как в недавнем прошлом легко и просто решались все проблемы. Это параллельное стремительно развивающемуся сюжету «наполнение» комикса вводной информацией, призванной подчеркнуть проработанность мира и обозначить его уникальность, замешанную на стандартах супергеройских серий с огромным стажем, напоминает опять же Муровских «Хранителей», где реальность воссоздавалась из газетных вырезок (здесь этот приём также взят на вооружение), монологов, отсылок и фотографий. Кажется, что Уэйд поставил перед собой цель сыграть на территории Алана Мура и создать серьезную, многоуровневую вещь, с такими же обязательными знаками уважения наивной классике комиксов и философскими вопросами, в определенные моменты приравнивающими аляповато одетых героев к воспеваемым религиями божествам. По первому тому «Безнадёжного» нельзя однозначно сказать, что Марку это на сто процентов удалось, но задел на это, безусловно, есть. Как есть уверенность в том, что и фанатам «Чёрного молота» Джеффа Лемира этот комикс также будет интересен.
В первых главах Плутонианин предстает неукротимой, хтонической силой. Его жертвы – загнанные в угол несчастные, цепляющиеся на любую соломинку. Тони отличает садизм и чёрное чувство юмора. Например, просьба/предложение политика из одной азиатской страны приводит к тому, что супермен закидывает эту самую страну из космоса алмазами. Разумеется, уничтожая её под чистую и доводя счёт своих жертв до отметки в несколько миллионов. Но постепенно через раскрытие характеров и отношений членов «Парадигмы» (среди которых есть чернокожий провокатор, тонко тролящий коллег на тему расизма и тем самым откровенно издевающийся над ними) мы начинаем понимать, что всё не так просто: Тони, конечно, поехал головой, но этому способствовали травмировавшие его психику события. К тому же у его бывших друзей оказалось куча припрятанных до поры до времени скелетов, которые начинают вываливаться из шкафов в нужный момент, провоцируя злобу, недоверие и ревность. И двигая сюжет вперед, делая его непредсказуемым и не линейным.
Обращаясь к ключевой трагедии Плутонианина, Уэйд буквально провоцирует появление следующих мыслей в головах читателей: это так человеческие жертвы повлияли на сдвиг героя (стало быть, он на самом деле «человечен» и людские эмоции ему не чужды), или он просто не может оправиться от того, что в нужный момент оказался не «совершенным» (то есть, получил повод усомниться в своей божественности) и допустил досадную ошибку, доверившись «всего лишь человеку», одному из тех, кто достали его бесконечными просьбами и нытьём, довели до срыва своими необоснованными надеждами? Не утомляем ли мы Бога нашими мольбами и не обернётся ли однажды это большими проблемами? Но, если заморочки в этике «металюдей» вас интересуют мало и вы любите бодрый экшен, художник серии Питер Краузе вместе с колористом Эндрю Делхаусом обеспечат вас им по полной программе. Сражения, вспышки лазеров, уничтожения континентов, взрывы и драки, всего этого хватает. Рисунок здесь вполне себе супергеройский, местами как по лекалам.
Восемь глав, составивших первый том «Безнадёжного», убеждают в том, что это очень интересный комикс. Можно даже согласиться с Грантом Моррисоном (чья имя во славу бога маркетинга на обложке написано шрифтом лишь чуть меньшим, чем имена самих авторов комикса) и назвать его «блестящим». Под определение «жесткий» он тоже легко попадает, здесь нагнетается давящая атмосфера загнанности и надвигающейся катастрофы, плюс присутствуют сцены насилия. Интрига сильно закручена – в каждом выпуске вроде бы раскрываются старые загадки, но тут же появляются новые, причем читатель не испытывает дискомфорта оттого, что зачастую эти загадки выдают персонажи, появившиеся внезапно и говорящие о чём-то важном в прошедшем времени; как-то всё это логично и плотно увязано у Уэйда в единое целое и работает на создание общей гармоничной картины хаоса и разрушения, которые сеет главный герой комикса. Мечтающий, возможно, всего о нескольких минутах тишины. Или ставший жертвой подставы. Или собственного эго. Узнаем из продолжения, которого открытый финал первого тома заставляет ждать с нетерпением.
«Безнадежный» вышел в издательстве «Fanzon» в формате тпб, т.е., в мягкой обложке. Блок шитый, страницы (которых здесь 208) глянцевые. Бонусами представлены обложки выпусков. Тираж 3000 экземпляров.