Две собаки в поисках волшебной кости, обладатель которой станет обладателем миски изобилия и никогда не будет голодать. На первый взгляд, звучит как описание совершенно юмористического рассказа и выглядит как сладкий сон того же Гарфилда, большого любителя поесть. Но на деле у испанского художника, известного под псевдонимом Пау, получилась жесткая, порой с трудом вписывающаяся в категорию «комикса для юных читателей», но интересная история. В её первой части два антропоморфных героя, псы Атлас и Аксис (держу в руках уже второй том и понимаю, что так и не знаю, к каким породам собак они принадлежат, эх), пережив страшные несчастья и потерю близких, отправились по следам кровожадных пришельцев с севера, дворягов, и, после череды опасных приключений им вроде бы удалось отомстить, но ничего хорошего это не принесло. Теперь настало время вернуться и всё начинать заново, в том числе и поиски мифической кости, называемой Химерой. Но возвращаться особенно некуда (дворяги постарались), поэтому смелые собаки находят приют в трактире тётушки Миэль, доброй медведицы. Здесь и начинается новая глава их приключений.
Если первый том саги про Атласа и Аксиса был чем-то вроде вариации на тему сериала «Викинги» и аналогичных околоисторических произведений, то второй том, серьезно, это смесь продукции каналов «Discovery» и «National Geographic. Да и временные эпохи Пау смешивает с завидной фантазией. В антураже «нашей» Франции IX века титульные персонажи становятся свидетелями парадоксального спора, в котором вполне себе сформированная теория эволюции сдерживает атаку ортодоксальной теологии. Да, у собак тоже есть религия, и её постулаты Пау остроумно и без проблем обыгрывает, в том числе и визуально, копируя знаменитую фреску Микеланджело «Сотворение Адама». Атлас и Аксис оказываются теми ещё ортодоксами, но в итоге охотно принимают предложение одного знакомого и отправляются в дальнюю дорогу, чтобы найти «промежуточное звено» в эволюционной цепи. Появляющиеся по ходу действия собачьи общины демонстрируют результат того, как можно совместить в воображении автора и художника традиции северных народностей (вроде эскимосов) и кочевых степных племен, тех же монголов.
Описание быта и устоев этих новых персонажей занимает значительную часть книги, и здесь парадоксальным образом намешаны мамонты и мифы про Чингиз… то есть, Щенгисхана, великого завоевателя, от которого новые друзья Атласа и Аксиса ведут свой род. Примеры реальной истории, научные постулаты, споры о религии и открытия новых народностей – это, собственно, часть «Discovery». А что же здесь от «National Geographic»? Да просто потрясающие пейзажи, переполняющие данный том. Пейзажи лесные и степные, изрезанные горами и залитые зеленью и солнцем (Пау особенно изыскано играет с закатными и рассветными лучами), заснеженные ландшафты и прочая невероятная красота, нарисованная предельно реалистично – вот за что стоит полюбить визуальную составляющую комикса. И ничего страшного, что по этим ландшафтам ещё и огромные динозавры порой спокойно бродят, разве говорящие псы не доказали, что здесь возможно всё? Кстати, эти самые псы здесь всё больше очеловечиваются: они уже не обнюхивают и не метят деревья, не ориентируются на свой нюх при выборе дороги, а больше полагаются на «людскую» логику и смекалку. Даже овцы, «смешно» и необъяснимо взрывавшиеся в первой части, теперь делают это по-людски: есть здесь одна неоднозначная сцена с овцой-смертницей, вроде как над шахидами в европейских комиксах ещё вот так не смеялись.
Жестоких моментов здесь уже почти что и нет, так что если после увиденных ранее кровавых сражений вы убрали первую книгу про «Атласа и Аксиса» подальше от детей, «на вырост», то с этой так можете не поступать, умных и смелых собачек дети будут рады видеть. Осталось только добавить, что после своих «этнографических», научных экспедиций главные герои вновь попадут в неприятный замес, связанный со столь опостылевшей им войной, но это уже должно сказаться на сюжете следующего, третьего тома, как и не раскрытая любовная линия, обозначенная ранее и повисшая здесь неразгаданной тайной. Феноменально красивый европейский комикс издан «Фабрикой комиксов» в твёрдом переплете, на плотной глянцевой бумаге, в формате 197 Х 280 мм, тиражом 2000 экземпляров. Форзац книги с двух сторон намекает на одну оптическую забаву из недавнего прошлого, т.н. голографические картинки: глядя на них, нужно было «скосить» глаза особым образом, и изображение становилось трехмерным. Задумывалось ли подобное дополнительное развлечение здесь, не ясно, но у меня фокус не получился. Бонусами комикса представлены зарисовки персонажей, пример страниц до раскраски и после, одна из не вошедших в первый том страниц на языке оригинала.