Мнение: Томино в аду. том первый

тва1

Дети-сироты, чистые существа, столкнувшиеся со всей несправедливостью и жестокостью этого мира и попавшие в зависимость от злых взрослых, всегда были желанными гостями в больших романах знаменитых писателей, знающих, как вызвать у читателя слезинку трогательными моментами, горьким отчаянием, повседневным мраком и светлой надеждой. Не обошла эта тема стороной и творчество японского провокатора Суэхиро Маруо: во-первых, для создания драматической атмосферы она легко позволяет разбить и притоптать ногой останки присущей детству духовной невинности, над которой так просто могут надругаться дяди и тёти, а, во–вторых, для автора «Шоу уродов господина Араси» и «Приюта влюблённого психопата» это ещё один «отличный» повод заглянуть на тёмную сторону, туда, куда порой боятся заходить люди даже с самыми крепкими нервами.

тва3

В России вышел в свет первый том манги Маруо «Томино в аду», рассказывающей о двух близнецах, мальчике и девочке. Как только они родились, мать отдала их своему родственнику, живущему в деревне, а сама уехала на поезде покорять большой город. В бедном доме родственника, разводящего шелкопряда, фраза «чужих детей не бывает» явно никогда не звучала, поэтому главные герои растут без присмотра, без любви и без имен – точнее, их зовут «соевая паста» и «соевый соус», потому, что они вечно голодны и готовы ради утоления голода на разные не очень приятные (с позиции человека, исправно получающего трехразовое питание) вещи. Скорее всего, останься они в деревне, их история закончилась бы быстро и не интересно, но мальчик и девочка тоже перебрались в город и нашли пристанище в цирке уродов, заведении властного, очень любящего деньги Герберта Вонга, «коллекционирующего» «фриков» и выставляющего их на потеху публике. Несколько сомнительное развлечение, ну да ладно, мы же говорим об эпохе, когда не было Интернета и многолетних реалити-шоу. Здесь дети получают новые имена, Томино и Катан, и постепенно раскрывают свой талант, помогающий стать им артистами этого странного цирка.

тва2

Признаться, я ожидал, что именно после попадания детишек в данное заведение и начнётся настоящая жесть, сказывался некий опыт чтения других произведений Маруо. Нет, здесь есть конечно эксплуатация несовершеннолетних и парочка мерзких персонажей, в глазах которых отражаются все извращения мира, но в целом понятно, что для Катана и Томино это место не становится адом (я говорю только про первый том, события второго мне не известны). Здесь есть очаг, еда, да и остальные его обитатели – «двухголовые», многоногие, одноногие, низкорослые, волосатые и бородатые – являются, в общем-то, обычные людьми и хорошо относятся к главным героям. А вот мир, замерший между двумя мировыми войнами, не столь гуманен. Можно даже принять эту мыслишку за главную идею манги – «уродливые» внешне порой оказываются добрее и отзывчивее, чем «обычные» люди, которые «уродливы» глубоко внутри. Этот самый мир Суэхиро превращает в один из важных элементов истории, показывая, как и чем жила японская столица в начале тридцатых годов прошлого века – для точной датировки здесь представлены сцены с премьеры «Огней большого города» Чаплина, шумные улочки увешаны плакатами, зазывающими рекламами и афишами с красавицами-актрисами, по проспектам шагают механические куклы, а в это время где-то на периферии обывательского внимания бедные дети из прозябающих в нищете деревень должны бросаться под машины, чтобы «поднять» немного денег, становиться божеством для новой секты, вольно трактующей символизм свастики, и разучивать смертельно опасные трюки.

тва6

Рисунок предельно и изысканно детализирован, Маруо заставляет просто проваливаться в атмосферу кадра и тонуть в его наполнении; кажется, что столь проработанная графика способна вызвать даже звуковые галлюцинации, помочь услышать шум толпы, хриплые крики цирковых зазывал, уловить страстные стоны, доносящиеся ночью из-под полога. Маруо не был бы собой, если бы не нашел здесь место для сексуальных сцен, но в этот раз никаких перверсий, хотя разве это не извращение, когда секс вызывает болезненные видения, разогнанные до этого острой иглой, запустившей по вене наркотики, как мы видим в одной из сцен? Некоторые кадры могут дать повод заподозрить, что автор как-то «иначе» трактует наготу детского тела, но тут сам художник легко проходит по тонкой грани, делающей тот или иной образ «невинным» или «порочным» в глазах читателя. Гений проявляет себя в мелочах – дырки на детских носочках способны не только рассказать о перфекционизме того, кто их нарисовал, но и о его трепетном отношении к персонажам в этих носочках, о желании показать их бедственное положение в полной мере, вызывая у свидетелей по эту сторону бумажного листа искреннее сочувствие.

тва4

Особо шокирующих (ну, для Суэхиро Маруо) моментов здесь пока не много, но вот про диету из червячков вы наверняка забудете не скоро. Присутствуют здесь и религиозные мотивы, опять же, противопоставляющие «нормальных» и «странных» людей – последние молятся Христу, первые выносят себе последние мозги эзотерическими ритуалами. Когда я читал этот том, у меня в голове постоянно крутилось имя Чарльза Диккенса, и сейчас, когда я пишу данный текст, мне кажется, что великий романист выжал бы из этой темы очередной шедевр, здесь для него есть много благодатного материала. Хотя гораздо больше параллелей можно, при желании, найти со странным, но занятным романом «Любовь гика» Кэтрин Данн, описавшей, по сути, тот же цирк уродов изнутри и показав внутренний мир его обитателей с предельной открытостью. Также можно отследить и влияние сцен старых, подчас ещё немых фильмов– чёрно-белая кинематографичность того, как мать, бросающая детей, долго идёт по снегу на яростном ветру, а потом садится на поезд и уезжает навстречу мечте, пробирает до костей и кажется, что где-то ты точно это видел и не один раз.

тва5

Первый том заканчивается внезапным событием. Даже двумя такими событиями, заставляющими поверить, что вот сейчас ад для Томино (а как же её брат, спросите вы? Читайте, всё узнаете) и начнется по полной программе. Короче, жду продолжения в нетерпении и искреннем сочувствии главным героям. Изданием работ японского «сумрачного гения» занимается «Фабрика комиксов», манга вышла в мягкой обложке, обернутой «супером», есть вклейка с цветными иллюстрациями. Детям до восемнадцати этот томик вряд ли продадут, ну а остальным рекомендовано, но с поправкой на ваше отношение к работам данного творца.

www.comics-factory.ru

Мнение: Томино в аду. том первый: Один комментарий

  1. Уведомление: Мнение: Смеющийся вампир. Том первый (18+) — wicomix

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s