Благодаря Гарту Эннису мы уже стали свидетелями того, как Фрэнк Касл безжалостно «мочил» итальянских мафиози и ирландских бандитов, руководствуясь своими жёсткими и специфическими принципами. И мы видели, что в этих «вопросах» данный персонаж более чем профессионален и компетентен. Но тогда от его действий зависело спокойствие в одном из неблагоприятных районов города или безопасность целого мегаполиса – теперь же Эннис поднимает планку, передавая в намозоленные от постоянного использования всевозможных видов оружия Карателя судьбу целого мира. А всё потому, что у Ника Фьюри есть особое задание: смотаться в далёкую Россию и захватить образец нового, смертельно опасного вируса. Фьюри, который по крутизне не уступает здесь главному герою, а порой и превосходит его (курит где хочет, шлёт всех в известных направлениях, спит минимум с тремя «профессионалками» и в каждом кадре звенит стальными яйцами), мог бы, конечно, и сам справиться с этим заданием, но у него есть дела в штабе, где тупые генералы готовы наворотить дел, приплести к операции прикрытия исламских террористов и развязать Третью Мировую.
«Каратель» — это комикс, образно говоря, с абсолютно серьезным и даже угрюмым лицом. Поэтому именно в этой его части так трудно понять, прикалывается ли Эннис над штампами про «злых рюсских товарисчей» времен холодной войны, или именно такой и видит «Россию-Матушку». Вместе с художником Дагом Брейтуэйтом Гарт завозит сюда целые цистерны клюквы: действие происходит где-то в заснеженной Сибири, на секретной военной ядерной базе, куда очень просто попасть двум диверсантам потенциального противника (Фрэнку и его напарнику с говорящей фамилией Вангейм, объясняющей, что этому парню суждено поучаствовать только в этом раунде бесконечной игры спецслужб), прикинувшись охранниками (настоящие охранники, конечно же, пьянствуют в местном баре). Затем, когда Касл с коллегой начинают кровавую баню и валят «Иванов» штабелями, мы узнаем о старой-доброй привычке российского командования заваливать противников трупами солдат. А эксперименты с вирусами наши вояки проводят на пленных чеченских боевиках.
Смешно смотреть на всё это или грустно? Не знаю, но замечу, что Эннис выставляет в невыгодном свете не только русских, застрявших, судя по форме и поведению, в эпохе брежневского застоя (ловите серп и молот! И это однозначно после 2001 года!), но и американское руководство, доказывая, что жаждущие устроить победоносную войнушку дебилы носят погоны с больших количеством звёзд по обе стороны баррикад – в частности, не забывает напомнить об одной нелицеприятной версии о катастрофе 11 сентября и о том, с чьей подачи террористы садились в злополучные самолеты и летели навстречу WTC. И что остается герою, если судьбами мира играют плетущие интриги дебилы, не ценящие человеческие жизни, если вокруг всё складывается против и часы начали свой последний отсчёт? Остается действовать по ситуации и жить по правде, какой бы неоднозначной она не была у Фрэнка, увидевшего что-то важное в глазах беззащитной девочки, которую (в этот раз точно) он должен спасти, не считаясь с потерями и опасностями. Нужно поставить весь мир на колени и подтолкнуть его к ядерной войне, надеясь, что хоть кто-то на секундочку включит мозги и поймет, что происходит? Не вопрос, Каратель, хоть с виду и мрачный громила, действует прямо-таки по Достоевскому, противопоставляя весь мир и слезинку ребёнка.
Это комикс из линейки «Marvel Max», а значит, будет много грубых слов, будет много кадров с видами пустых и серых коридоров, заваленных дымящимися кишками, будет брутальное мочилово из всех видов оружия (вплоть до танка), будут неоднозначные ситуации в духе «убей или умри, об остальном подумаем позже», будут вызывающие клаустрофобию смертельные ловушки. И будет Монгол, секретное российская машина для убийства, мелкая, юркая и пугающе-безмолвная. Будет страшно и очень холодно. Короче, «Россия-Матушка» — это на 110% настоящее мужское чтиво. Колорист Рауль Тревино сгущает краски и добавляет в рисунок Брейтуэйта множество болезненно-лихорадочных оттенков цвета хаки, показывая тёмную сторону милитаристской мощи – не важно, российской или американской, здесь они равнозначны и неприятны. Художник обложек Тим Бредстрит ещё подкидывает российских архетипов, рисуя бандюков из девяностых в красных рубахах и с золотыми цепями на шее на фоне куполов — времена идут, но нас видят в мире всё такими же чёткими и дерзкими. Впрочем, наверняка подобные претензии могли бы высказать представители итальянской диаспоры после первого тома серии, или ирландцы после второго. Фрэнку Каслу на это, право слово, плевать.
Неоднозначный Каратель стал ещё более неоднозначным – стоит только заметить, что его действия по всем международным меркам классифицируются как «терроризм», а в современном мире нет обвинения более тяжкого. И, делая из своего героя террориста, Эннис окончательно сметает границы, которые когда-то в комиксах и вообще в массовой культуре делили поступки персонажей на «добро» и «зло». Жесткий и жестокий комикс, впитывающий в себя одни устоявшиеся штампы и безжалостно рушащий другие. Строго 18+. Долгожданное (это не преувеличение, а констатация факта) издание от ALDEN Comics вышло в традиционном серийном оформлении, в мягком переплете, содержит наброски нескольких страниц в качестве бонуса.