Разговоры о кино: День Независимости 2: Возрождение

дн1

Внимание! Attention! Achtung! Спойлеры!

Шел в кино на вторую часть «Дня Независимости» с каким-то блаженно-идиотическим чувством ностальгии. Ну, вы меня понимаете: затертая видеокассета, гуляющая по школе, гнусавый перевод, невероятные по тем временам спецэффекты, борьба с инопланетянами, Уилл Смит. В результате после первых сорока минут «Возрождения» мне дико хотелось, чтобы вместо 3D-очков на входе раздавали ту чудо-машинку из «Людей в черном», стирающую память. Ибо – дикая хрень. А теперь по-порядку.

дн2

После эпического вторжения инопланетян в 1996 году прошло двадцать лет. На Земле царит мир, никто не объявляет России санкции и даже президент у нас не Путин (не забываем, фильм фантастический), люди очень удачно воспользовались свалившимися на них сверху технологиями и заимели лунные базы и прочие футуристические радости. Герои первого фильма постарели (персонаж Смита, удачно соскочившего с этого корабля дураков, так и вовсе героически погиб), но запала не потеряли, да и на смену им выросло молодое поколение. Все вроде хорошо – но где-то в африканской пустыне, где гордые повстанцы-революционеры знатно мочат выживших инопланетян, на панельке космического корабля (да, столь важный объект простоял здесь двадцать лет, и никто…нет, не так – НИКТО из правительств ведущих держав не подумал исследовать его или хотя бы взять под охрану) загорелся сигнал «СОС», а над Луной возник неопознанный объект.

дн5

Отвлечемся. Помните, в романе «Золотой теленок» Остап Бендер составил «Незаменимое пособие для сочинения юбилейных статей, табельных фельетонов, а также парадных стихотворений, од и тропарей», и впарил его незадачливому журналисту в качестве незаменимого инструмента для творчества? По ходу, товарищ Бендер потом уехал в Голливуд и начал создавать подобные комплекты для сценаристов летних блокбастеров. Иначе как объяснить, что второй «День Независимости» не просто полон штампов – он и них состоит? Возьмем героев: Есть лихой красавец в исполнении Лиама Хемсворта, некогда отличный пилот ВВС Земли, который однажды «чуть-чуть» накосячил и теперь работает грузчиком на Луне, не пользуясь особой любовью начальника базы, умеющего делать серьезное самурайское лицо. У героя есть друг, выполняющий роль шута, и есть давний противник – чернокожий мажор с распирающим эго, готовый навалять обидчику на глазах руководства, наплевав на устав. У героя есть девушка – дочь бывшего президента, того самого, что спас всех двадцать лет назад и, видимо, по этой причине, все его так по старинке и называют – «президент», словно забыв о том, что теперь эту должность занимает женщина (да, толерантность никто не отменял). Есть Ученый (Джефф Голдблюм) и его отец, выступающий в качестве еще одного клоуна, и есть парочка фрикованных и, видимо, голубатых гениев, точно знающих, что делать с инопланетной угрозой. Есть серьезный лидер повстанцев с каменным лицом, убивающий пришельцев двумя мачете, и есть туповатый менеджер, склонный к нервному трепу и открывающий в себе дух воина по ходу фильма. Да, совершенно верно, в каждом кино должен быть тип, глядя на которого, мечтаешь о его лютой смерти – вот это он, менеджер, местный Джа-Джа Бинкс. Блин, есть даже уродливая собака, которую надо обязательно спасти на фоне гибели миллиардов, в наличии автобус с детьми-сиротами, и есть волнительная сцена в родильном отделении (вдруг кто пойдет в кино с женой?).

дн3

Если вам кажется, что этот набор – еще не штампы, послушайте, как здесь все говорят. Возьмите любую фразу, будь то пафосная речь, приказ стоять до конца или нелепый подкат «друга героя» к китайской летчице, любовь-морковь между которыми так же неизбежна, как восход и закат, и вы поймете – все это уже звучало тысячи раз, но именно здесь сценаристы (их, кстати, человек шесть!) складывают особенно нелепый паззл. Поэтому знакомство с персонажами столь затянуто, неинтересно и банально, что первую часть фильма, повторюсь, хочется просто забыть. Потом начинается главное – спецэффекты. Ну что, в очередной раз Землю расхреначивают очень зрелищно – но, увы, очень быстро. Не успевают полетать в воздухе таксисты, здания и мосты («они бьют по культурным ценностям!», огорчается Ученый, глядя на массовую гибель людей), как все уже и кончилось. Пришло время контрмер. Помню, в первом фильме люди догадались, что в корабле пришельцев есть «пчеломатка», и  нужно уничтожить ее, чтобы все остальные пришельцы расстроились, потеряли веру в себя и свалили домой. Здесь это простая истина преподносится как внезапное откровение, в стиле «ничего себе, а мы и не додумались!». Зато руководство страны додумалось до самоубийственной контратаки, показав себя не очень умными стратегами. Хотя чего я хотел от людей, которые, увидев над Луной совершенно ни на что не похожий объект, не подающий никаких признаков угрозы, решили уничтожить его и потом пошли праздновать 4 июля? Правильно, я хотел логики – но в этом фильме она умерла в зародыше. Косяки сюжета можно перечислять долго, и это займет кучу страниц – поэтому о главном. Все герои встречаются в нужных местах и в нужное время – пофиг на разруху и мили расстояний, пофиг на дефицит бензина и закрытые военные объекты. Четырехминутный финальный отсчет времени длится, по моим внутренним часам, минут двадцать. Нет ничего проще, чем залететь в недра космического корабля врагов, которые косят твоих товарищей, и не подумать о том, что это ловушка. На Земле рассвет технологий, но дефицит спецов – вот почему для решающего боя место в истребителе тут же дают человеку, который только недавно занимался такелажными работами на Луне. И который, кстати, свалил с Луны в критический момент, прихватив «космический танк» только для того, чтобы покатать Ученого – и им обоим за это ничего не было! Кстати, полет с Луны до Африки занимает минут десять. При посадке корабль чужих разносит все вокруг, избавив Землю от гравитации: в воздухе летают небоскребы и огромные массы разного теперь уже хлама, но на «космический танк», болтающийся аккурат под «пузом» нападающего корабля, все это не оказывает никакого влияния. Пришельцы сбегают из тюрьмы просто потому, что так надо. Есть всего один шанс спасти Землю – и в качестве добровольца отправляют инвалида с палочкой, не раз продемонстрировавшего умение отключаться на ходу и вообще, пребывающего в крайне удручающем состоянии. Отличный выбор, особенно, когда вокруг толпится героическая молодежь, которая отдать свои жизни ради спасения планеты. Защитное поле пчеломатки вырубается в самый нужный момент без объяснений. «Лунные грузчики» садятся в истребители врага и тут же разбираются, как им управлять. Да, технологии инопланетян хорошо изучены и  взяты на вооружение, но, во первых, к нам прилетел корабль другой, более мощной модификации, а во-вторых, я не верю, что за двадцать лет чужие не улучшили свои боевые машины, поменяв/добавив пару кнопок или функций. Президент США обращается к выжившим жителям Земли с последним словом – интересно, все поняли его английскую речь, или только те, кто допетрил, на какую волну и в какое время нужно настроить радиоприемник? Уф…ладно, и о главном: по сюжету, атакующие бурят скважину в океане, стремясь достичь земного ядра. В этом случае человечество ждет потеря атмосферы, магнитных полей и окончательная гибель. Этот процесс бурения останавливают главные герои за пару секунд до того, как ядро будет достигнуто – то есть, примерно в сотне метров от него. Сценаристы явно спутали этот процесс «последнего отсчета» с обезвреживанием бомбы, мол, проводок перерезали и вуаля, все спасены. Поэтому все герои начинают радоваться, дружно скакать, девушки сразу после катапультирования раздеваются до маек и зовут парней на свидание. А теперь представим себе, что прямо сейчас в океане миллионы тонн холодной воды ринулись вниз по пробуренной шахте, к центру Земли. Представили? Есть подозрение, что на фоне этой проблемы разборки с чужими выглядят несущественными. Но данной темы не касаются авторы фильма, а вот мне искренне жаль наблюдавших за бурением моряков – они должны сейчас со страшной силой двигаться в сторону гигантской воронки, а их честно заработанные сто миллионов ничего не значат в этом мире, где на восстановление экономики уйдет не одно десятилетие, и еще не ясно, чем будут обеспечены новые валюты и будет ли вообще в них нужда.

дн4

Но, спросите вы, может быть, сюжет разбавлен юмором, как и положено в летнем блокбастере? Увы, юмор сводится к шуткам про голую задницу и мочеприемники, про «водителя, сбежавшего заниматься сексом», и к эпическому троллингу пришельцев с помощью fuck’ов ссущего (простите) Хемсворта. Короче, юмор на любителя.

Я ждал от фильма большего, но был согласен и на повторение достаточно крутой первой части. В итоге посмотрел фильм-катастрофу с шаблонным персонажами, которым совершенно не тянет сопереживать, и с весомым бюджетом, ушедшим на удовлетворение режиссерских амбиций Эммериха, забывшего про сюжет, логику, физику и здравый смысл. Как хотите, а я с годами начинаю видеть в этом элементарное неуважение к зрителю. Вердикт – неудобоваримая и бездушно сделанная штамповка.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s